| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Транспортно-отвальный мост |  | Транспортно-отвальный мост (далее Т), автоматизированный агрегат для перемещения и складирования вскрышных пород во внутренние отвалы карьеров, работающий в комплексе с многоковшовым экскаватором. Применяется при разработке пластовых горизонтально залегающих месторождений с мягкими покрывающими породами вскрыши в условиях положительных среднегодовых температур. Конструктивно Т.-о. м. выполняется в виде ферм, опирающихся на две или три опоры на  или иногда на гусеничном ходу (рис.). Расстояние между опорами моста 35-250 м, длина отвальной консоли 40-170 м. Т.-о. м. располагается поперек карьера, перемещаясь со скоростью 4-6 м/мин вдоль забоя, одновременно передвигая за собой рельсошпальное основание. Порода от экскаватора подается на Т.-о. м. по соединительным конвейерам. На Т.-о. м. располагаются обычно две линии конвейеров шириной 1000-1500 мм. Скорость транспортирования породы конвейерами моста 7,5-12 м/сек. 
 Отвальная опора в зависимости от устойчивости породы располагается на почве пласта или на специально отсыпаемом и уплотняемом самим Т.-о. м. предотвале. Высота отсыпаемого отвала 40-50 м. Производительность Т.-о. м. достигает 7500 м3/ч по разрыхленной породе при собственной массе в 9500 т и общей мощности электродвигателей 4860 квт.
 
 Т.-о. м. выпускаются в ГДР, где разработаны (1975) проекты Т.-о. м. для выемки вскрыши мощностью до 60 м, производительностью 23 тыс. м3/ч, с главной фермой длиной 270 м и массой 10500 т и составным пятиопорным мостом для отработки вскрыши мощностью до 80 м, производительностью 11 тыс. м3/ч и массой около 15000 т. См. Карьерный транспорт.
 
 
 
 Лит.: Андреев А. В., Шешко Е. Е., Транспортные машины н комплексы для открытой добычи полезных ископаемых, М., 1970.
 
 Ю. И. Анистратов.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 14:03:36 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |