| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Транспортное машиностроение |  | Транспортное машиностроение (далее Т), группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение). Производством подвижного состава для  дорог (локомотивов, вагонов) занимается  машиностроение. Начало локомотивостроения относится к 20-м гг. 19 в., когда в Великобритании был построен (1823) первый в мире паровозостроительный завод. В России первые серийные паровозы и вагоны начали выпускать в 40-х гг. 19 в. на Александровском заводе в Петербурге. В 1860-70 началось изготовление подвижного состава на Коломенском, Невском, Людиновском и Воткинском заводах, на Брянском (1883), Путиловском (1894) и Сормовском (1897) заводах; в 1897-1900 были построены паровозостроительные заводы Харьковский и Луганский (ныне Ворошиловградский); производство вагонов организовано на Петербургском (ныне им. Егорова), Верхневолжском (ныне  Мытищинском и др. заводах. В 1913 выпущено 477 паровозов, 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских вагонов. 
 В СССР в 1922 начат серийный выпуск 4-осных грузовых вагонов, в 1928 - пассажирских. В 1933-41 были созданы современные грузовые паровозы типа 1-5-1 серии ФД и пассажирские типа 1-4-2 серии ИС мощностью 3150 л. с. (самые мощные в Европе). Была достигнута значительная унификация между грузовыми и пассажирскими локомотивами. Все грузовые вагоны изготавливались с автосцепкой и автоматическими тормозами, началось строительство цельнометаллических вагонов электропоездов и вагонов метрополитена. Вступил в строй Уральский вагоностроительный завод. Получили развитие специализация и кооперирование производства. Были созданы специализированные заводы тормозного оборудования, стального литья. Широкое применение сварки привело не только к упрощению и удешевлению постройки, но и к значительному облегчению конструкции подвижного состава. В 1940 было изготовлено 914 магистральных паровозов, 30 880 грузовых и 1051 пассажирский вагон, оборудованные автосцепкой и автоматическими тормозами.
 
 Успешное выполнение заданий довоенных пятилеток позволило Т полностью обеспечить возросшие перевозки во время Великой Отечественной войны 1941-45.
 
 В первые послевоенные годы в короткий срок восстановлены вагоностроительные заводы -  Крюковский, Днепродзержинский, Ленинградский им. Егорова, Бежицкий и др., построены новые - Алтайский, Рижский, Демиховский,  Лианозовский. Было организовано крупносерийное производство паровозов на Ворошиловградском, Коломенском, Брянском, Улан-Удэнском, Красноярском заводах и заводе "Красное Сормово". Начат выпуск новых паровозов: грузовых типа 1-5-0 серии Л, типа 1-5-1 серии ЛВ и пассажирских типа 2-4-2. Вновь приступили к производству вагонов Уралвагонзавод (полувагоны), Усть-Катавский (трамвайные вагоны), Мытищинский (вагоны метро). На Ждановском заводе тяжелого машиностроения было организовано поточное производство цистерн, на Великолукском заводе - хоппер-дозаторов, на Ворошиловградском - транспортеров. Для пригородного и местного сообщения организовано изготовление вагонов электропоездов ЭР1 и ЭР2 постоянного тока, ЭР9П переменного тока, дизель-поездов ДР1, трамвайных вагонов РВ36М с улучшенными технико-экономическими параметрами и более совершенным электрооборудованием. В 1968 начат выпуск вагонов метрополитена Ленинградским заводом им. Егорова. За 1966-70 вагоностроительными заводами было освоено более 36 типов грузовых и пассажирских вагонов.
 
 Первый тепловоз появился в СССР 6 ноября 1924 на Октябрьской  дороге. С начала 30-х гг. постепенно внедрялась электрическая и тепловозная тяга. Харьковский паровозостроительный завод (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения) после Великой Отечественной войны 1941-45 создал и последовательно освоил производство тепловозов мощностью 1000 и 2000 л. с. в секции (1 л. с. = 0,736 квт).
 
 С 1957 Ворошиловградский и Коломенский заводы прекратили производство паровозов и на базе кооперации с Харьковским заводом начали производство тепловозов. Значительно увеличилось производство электровозов на Новочеркасском заводе, с 1957 стал выпускать электровозы Тбилисский завод.
 
 Наряду с увеличением объемов выпуска (табл. 1) локомотивостроительные заводы создали и освоили новые тепловозы мощностью 2200 квт (3000 л. с.) в секции и электровозы мощностью 6160 квт переменного и 4500 квт постоянного тока.
 
 Табл. 1. - Динамика выпуска
 
 подвижного состава в СССР
 
 (только магистрального), шт.
 
   | Продукция
 
 | 1940
 
 | 1957
 
 | 1975
 
 |   | Паровозы< Тепловозы< Электровозы< Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | 914
 
 5
 
 9
 
 30880
 
 1051
 
 | -
 
 400
 
 270
 
 38314
 
 1856
 
 | -
 
 1375
 
 395
 
 69922
 
 2090
 
 |  В 1972 начато изготовление тепловозов с четырехтактными экономичными дизелями и перспективной электрической передачей переменно-постоянного тока. Мощность дизелей доведена до 4000-6000 л. с., осуществляются работы по внедрению передачи переменного тока.
 
 Внедрение тепловозов и электровозов обеспечило в 1975 по сравнению с 1955 повышение веса брутто поезда на 55% и скорости движения на 35%.
 
 Повысился технический уровень выпускаемых грузовых вагонов. Кроме того, созданы конструкции и начат выпуск первых промышленных серий 8-осных цистерн и полувагонов грузоподъемностью 120-125 т.
 
 Создано и освоено производство новых типов специализированных вагонов, в том числе для перевозки кокса, горячего агломерата, цемента, минеральных удобрений, легковых автомобилей. Организовано серийное производство 6 типов саморазгружающихся вагонов (думпкаров) грузоподъемностью от 50 до 180 т. Для обеспечения высокоскоростного движения до 200 км/ч на отдельных направлениях  дорог предусматривается изготовление пассажирских вагонов локомотивной тяги РТ200 и электропоездов ЭР200.
 
 Интенсивная эксплуатация  дорог вызвала значительное увеличение выпуска путевых машин и инструмента. Создан комплекс путевых машин для строительства и капитального ремонта путей, состоящий из высокопроизводительных путеукладочных кранов, щебнеочистительных машин, хоппер-дозаторов, выправочно-подбивочно-отделочных машин и др. Для среднего ремонта пути создаются шпалоподбивочные, рихтовочные машины и путевой инструмент, который широко используется на работах по текущему содержанию пути. К 1975 по сравнению с 1970 выпуск путевых машин увеличился более чем в 1,5 раза. Большую работу по созданию путевых машин проводят на машиностроительных заводах - Кировском им. 1 Мая, Калужском, Тихорецком им. Воровского, Тульском заводе  машиностроения им.  и др.
 
 Производство подвижного состава на заводах Т организовано поточным методом с широким использованием предметной специализации (до 85%). За 60-е гг. резко повысился уровень механизации и автоматизации производства и труда (более чем на 50%). Широкое распространение получило сварочное производство, внедряются комплексно-механизированные линии, автоматического и полуавтоматического оборудование. Эта работа продолжается и в 70‑е гг. Создаются новые типы электровозов переменного и постоянного тока. На электровозах переменного тока намечается применить вентильные тяговые электродвигатели, мономоторные тележки, новые системы регулирования и управления. Продолжаются работы по проектированию нового вида турбовозов.
 
 Зарубежные социалистические страны имеют высокоразвитую промышленную базу по производству локомотивов и вагонов (табл. 2). Нет локомотивостроения только в Болгарии.
 
 В рамках СЭВ налажено сотрудничество по взаимному обеспечению потребности в подвижном составе, совместному решению научно-технических задач. Свыше 2000 советских тепловозов эксплуатируются в странах - членах СЭВ, в СССР используются пассажирские электровозы, изготовленные в ЧССР.
 
 Табл. 2. - Динамика выпуска
 
 подвижного состава в
 
 некоторых социалистических
 
 странах (только магистрального), шт.
 
   | Страна | Продукция | 1940
 
 | 1957
 
 | 1975
 
 |   | Болгария<  | Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | -
 
 -
 
 | 1154
 
 9
 
 | 2510
 
 147
 
 |   | Венгрия
 
 | Паровозы
 
 Тепловозы
 
 Электровозы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | -
 
 -
 
 1
 
 -
 
 58
 
 | 25
 
 -
 
 1
 
 576
 
 319
 
 | -
 
 14
 
 23
 
 479
 
 201
 
 |   | ГДР
 
 | Паровозы
 
 Тепловозы
 
 Электровозы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | …
 
 …
 
 -
 
 …
 
 …
 
 | 130
 
 -
 
 11
 
 3311
 
 946
 
 | -
 
 101
 
 46
 
 5027
 
 1628
 
 |   | Польша
 
 | Паровозы
 
 Тепловозы
 
 Электровозы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | 28
 
 -
 
 -
 
 600
 
 93
 
 | 221
 
 83
 
 5
 
 11931
 
 575
 
 | -
 
 421
 
 75
 
 18739
 
 543
 
 |   | Румыния
 
 | Паровозы
 
 Тепловозы
 
 Электровозы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | -
 
 -
 
 -
 
 271
 
 -
 
 | 65
 
 -
 
 -
 
 1940
 
 87
 
 | -
 
 288
 
 45
 
 15591
 
 293
 
 |   | Чехословакия
 
 | Паровозы
 
 Тепловозы
 
 Электровозы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | 74
 
 -
 
 -
 
 1423
 
 129
 
 | 106
 
 27
 
 23
 
 5439
 
 467
 
 | -
 
 390
 
 85
 
 5031
 
 122
 
 |  В развитых капиталистических странах Т достигло высокого уровня концентрации и монополизации. Основные фирмы, выпускающие  подвижной состав: в США - "Дженерал электрик" (General Elektric), "Дженерал моторс" (General Motors), "Пульман" (Pullman), "Бадд" (Budd); во  - "Альстом" (Alsthom), "МТЕ" (MTE), "АНФ-Франжеко" (ANF-Frangeco); в ФРГ - "Хеншель" (Henschel), "МАК" (MAK), "Сименс" (Siemens), "Тальбот" (Talbot), "Линке - Хофман - Буш" (Linke - Hofmann - Busch).
 
 В локомотивном парке крупных капиталистических стран преобладают тепловозы (в основном мощностью до 4000 л. с.) с электрической передачей (табл. 3).
 
 Табл. 3. - Динамика выпуска подвижного состава в некоторых капиталистических странах (только магистрального), шт.
 
   | Страна
 
 | Наименование
 
 | 1940
 
 | 1957
 
 | 1974
 
 |   | США<  | Локомотивы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | 485
 
 64075
 
 285
 
 | 1485
 
 100699
 
 845
 
 | 13381
 
 66600
 
 2362
 
 |   | 
 | Локомотивы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | 513
 
 2343
 
 2933
 
 | 277
 
 7364
 
 155
 
 | 227
 
 9900
 
 281
 
 |   | ФРГ
 
 | Локомотивы
 
 Грузовые вагоны
 
 Пассажирские вагоны<  | …
 
 …
 
 …
 
 | 1280
 
 11019
 
 441
 
 | 422
 
 10400
 
 382
 
 |  1 На 1973. 2 На 1972. 3 На 1938
 
 Лит.: Раков В. А., Локомотивы  дорог Советского Союза, М., 1955; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967.
 
 Е. С. Матвеев.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 15:02:16 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |