| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Тракторостроение |  | Тракторостроение (далее Т), отрасль машиностроения, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль промышленности Т существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в  и Италии, затем в Великобритании,  и др. странах. 
 Возникновение Т в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов "Фордзон-Путиловец" заводом "Красный путиловец", ныне Ленинградское объединение "Кировский завод"). Первые специализированные тракторные заводы — Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колесные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Производство тяжелых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном заводе в 1933. На нем же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С-65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского заводов на производство гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929—32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933—37) — 444,1 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 были построены и введены в строй (1942—44) Алтайский тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский заводы. В послевоенные годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный завод (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский) тракторные заводы (1956). Особое внимание уделялось увеличению производства мощных с.-х. тракторов общего назначения. Кировский завод начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный завод (пущен в 1967) — ДТ-75М (1968). В 1962 организовано производство гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишиневском тракторном заводе (реконструирован в 1961). В конце 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные производства (моторные заводы в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, заводы топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерен, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971—75) начато перевооружение тракторных заводов и обновление основных моделей тракторов. Строятся Чебоксарский завод промышленных тракторов и Харьковский завод тракторных двигателей. За 1966—75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР (см. табл. 1). В 1957—75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост около 6%; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по производству тракторов (238,5 тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растет технический уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоемкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надежность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на производство в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в том числе с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т.д.
 
 Табл. 1. — Производство тракторов в СССР
 
  | Годы
 
 | Выпуск, тыс. шт.
 
 | Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.*
 
 | Годы< | Выпуск, тыс. шт.
 
 | Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.*
 
 |   | 1925
 
 1928
 
 1940
 
 1950
 
 
 | 0,6
 
 1,3
 
 31,6
 
 116,7
 
 | 0,01
 
 0,03
 
 1,5
 
 5,5
 
 | 1960
 
 1970
 
 1975
 
 | 238,5
 
 458,5
 
 550,4
 
 | 11,4
 
 29,4
 
 41,8
 
 |  *1 л. с. = 0,736 квт
 
 В тракторном производстве применяются высокопроизводительные автоматизированные и автоматические поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. современное оборудование.
 
 Для решения инженерно-технических задач в проектировании машин, организации и управлении производством используются электронно-вычислительная техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечественного опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные заводы) система управления качеством продукции на стадиях создания, производства и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Государственного знака качества. За 1971—75 экспорт тракторов в страны — члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистические страны (39 стран) — на 52%.
 
 В зарубежных социалистических странах Т развивается особенно быстрыми темпами в послевоенные годы (см. табл. 2).
 
 Табл. 2. — Выпуск тракторов
 в отдельных социалистических
 странах (без садово-огородных), тыс. шт.
 
   | Страны | 1960
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | НРБ
 
 ВНР
 
 ГДР
 
 ПНР
 
 СРР
 
 ЧССР
 
 СФРЮ
 
 | —
 
 3
 
 9
 
 9
 
 17
 
 32
 
 7
 
 | 4
 
 2
 
 16
 
 41
 
 29
 
 18
 
 12
 
 | 5
 
 0,6
 
 4
 
 58
 
 50
 
 51
 
 33
 
 |  
 Сокращение производства тракторов ВНР и ГДР проводится в соответствии с принятой странами — членами СЭВ программой социалистической интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения экономически целесообразных объемов производства.
 
 В развитых капиталистических странах крупное Т имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и  (см. табл. 3).
 
 Для капиталистических стран характерна высокая степень монополизации.
 
 В США крупнейшая тракторостроительная фирма — "Дир энд Ко" (Deere and Company); в Великобритании — "Масси-Фергюсон" (Massie-Ferguson); во  — "Режи насьональ дез юзин Рено" (Rеgie Nationale des Usines Renault); в ФРГ — "Фенд энд Ко" (X. Fend and Со); в Италии — "ФИАТ С. п. А." (FIAT . р. А.); в Японии — "Комацу лтд" (Komatsu Ltd).
 
 Табл. 3. — Производство
 тракторов в некоторых
 капиталистических странах
 (без садово-огородных), тыс. шт.
 
 
   | Страны
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | США
 
 Великобритания
 
 ФРГ
 
 Япония
 
 Италия
 
 
 | 204
 
 186
 
 121
 
 5
 
 39
 
 63
 
 | 221
 
 163
 
 105
 
 81
 
 94
 
 69
 
 | 270
 
 120
 
 116
 
 207
 
 116
 
 57
 
 |  
 В 70-е гг. 20 в. произошло слияние капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Западной Европы. В связи с насыщением парка развитых капиталистических стран и резким увеличением цен на тракторы спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается и производство.
 
 Лит.: Трепененков И. И., Развитие советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И.,... Ценой громадной технической эволюции, М., 1971.
 
 Н. Ф. Чухчин.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:18:01 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |