Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Безрельсовый транспорт

Безрельсовый транспорт (далее Б) транспортные машины, передвигающиеся без рельсовых путей. К Б относятся машины на обрезиненных колесах (большей частью на пневмоколесном ходу), осуществляющие периодическое перемещение грузов по определенному циклу. Внутрицеховой Б перемещает грузы (заготовки, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) в цехах, складах и на погрузочно-разгрузочных площадках. Внутризаводской Б осуществляет грузовые перевозки между основными и вспомогательными цехами, складами, погрузочными и разгрузочными пунктами на территории предприятий. В горной промышленности Б перемещает грузы по подземным выработкам и на поверхности шахт и рудников.

  К подвижному составу Б относят ручные и самоходные тележки, грузовые мотороллеры, тягачи с прицепами и т.п. Тележки применяются при относительно небольших грузопотоках со сложной трассой, когда другие виды транспорта неэкономичны; они удобны для проезда в узких проходах и проездах. Ручными тележками (рис. 1, а) перемещают легкие грузы на небольшие расстояния (обычно до 30-50 м), для облегчения загрузки и разгрузки материалов они могут иметь подъемную платформу. Самоходные тележки в зависимости от привода делятся на электрические - аккумуляторные, троллейные, высокочастотные (рис. 1, б, в), пневматические и с двигателем внутреннего сгорания - автомобильным или мотоциклетным. Грузоподъемность этих тележек до 5 т, скорость передвижения до 20 км/ч, кузов или платформа могут оборудоваться подъемным устройством. Широко распространены в промышленности аккумуляторные электротележки, которые бесшумны, просты в управлении, экономичны, а также авто- и мототележки (рис. 1, г), которые по сравнению с электрическими более автономны и не требуют времени на перезарядку или смену аккумуляторов. Применение авто- и мототележек ограничено в закрытых помещениях из-за шума и выделения вредных газов. Для транспортирования почты, багажа и других грузов в портах, на станциях и аэродромах служат самоходные безрельсовые тележки, а также грузовые мотороллеры (рис. 1, д) грузоподъемностью от 150 до 1000 кг, электро- и автопогрузчики.

При больших грузопотоках применяют тягачи (рис. 2, а, б) для перемещения одной или нескольких несамоходных тележек - прицепов. Скорость движения тягачей разных моделей от 2 до 40 км/ч, тяговое усилие от 0,8 до 30 кн (от 80 до 3000 кг). Малые габариты, хорошая маневренность и большое тяговое усилие позволяют применять тягачи как в цехах заводов, так и на открытых горных разработках (например, в автопоездах), а также в сельском хозяйстве (тракторы-тягачи), на станциях и в портах. В промышленности и строительстве для перевозки штучных и насыпных грузов служит специализированный Б

  На рудных и карьерах, при земляных и прочих работах большие объемы различных материалов перевозят автосамосвалами, землевозами (рис. 3, а), дизель-троллейвозами (рис. 3, б). Грузоподъемность автосамосвалов может достигать 100-110 т, а прицепов 200 т. Дизель-троллейвозы на стационарных дорогах получают питание от контактной сети, а на временных путях - от собственного дизель-генератора.

  В ряде стран (СССР, Англия, США, ФРГ) разработаны системы дистанционного управления и автоматизации работы Б Созданы, например, электротягачи с электронным управлением, которые с помощью программирующего устройства могут осуществлять практически неограниченное число маршрутов и остановок.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 18:38:55