| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Тоническое стихосложение |  | Тоническое стихосложение  (далее Т)(от греч. tоnos — ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Тоническое стихосложение употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри Тоническое стихосложение различаются "чисто-тоническое" стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Тоническое стихосложение имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объем слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой): 
 "Русалка плыла по реке голубой,
 
 Озаряема полной луной..."
 
 (М. Лермонтов).
 
 3) Дольник допускает переменный слоговой объем (в 1—2 слога) слабого места также и в середине стиха:
 
 "Вхожу я в темные храмы,
 
 Свершаю бедный обряд..."
 
 (А. Блок).
 
 4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха еще свободнее колеблющийся слоговой объем (в 1—2—3 слога):
 
 "Такая была ночь, что ушел Сиваш
 И мертвым постелил постель..."<
 (В. Луговской).
 
 5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объем междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:
 
 "Страшное у меня горе.
 
 Вероятно — лишусь сна..."
 
 (В. Маяковский).
 
 Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времен существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. — строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского—Ломоносова); более свободные формы Тоническое стихосложение живут преимущественно в имитациях народного стиха ("Сказка о попе...", "Песни западных славян" А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).
 
 Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая все же более употребительна.
 
 Лит. см. при ст. Стихосложение.
 
 М. Л. Гаспаров.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:32:01 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |