Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Тоническое стихосложение

Тоническое стихосложение (далее Т)(от греч. tоnos — ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Тоническое стихосложение употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри Тоническое стихосложение различаются "чисто-тоническое" стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Тоническое стихосложение имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объем слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой):

  "Русалка плыла по реке голубой,

  Озаряема полной луной..."

  (М. Лермонтов).

  3) Дольник допускает переменный слоговой объем (в 1—2 слога) слабого места также и в середине стиха:

  "Вхожу я в темные храмы,

  Свершаю бедный обряд..."

  (А. Блок).

  4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха еще свободнее колеблющийся слоговой объем (в 1—2—3 слога):

  "Такая была ночь, что ушел Сиваш
  И мертвым постелил постель..."<
  (В. Луговской).

  5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объем междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:

  "Страшное у меня горе.

  Вероятно — лишусь сна..."

  (В. Маяковский).

  Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времен существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. — строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского—Ломоносова); более свободные формы Тоническое стихосложение живут преимущественно в имитациях народного стиха ("Сказка о попе...", "Песни западных славян" А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).

  Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая все же более употребительна.

  Лит. см. при ст. Стихосложение.

  М. Л. Гаспаров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 19:22:23