Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Товароведение

Товароведение (далее Т), научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации. Т в социалистических странах ставит своей целью установить соответствие показателей потребительных свойств и выпускаемого ассортимента продукции требованиям потребителей в интересах наиболее полного удовлетворения их потребностей и осуществления обратной связи между потреблением и производством в части повышения качества и обновления ассортимента товаров.

  Т возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра Т (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по Т была "Торговая книга" (1575). Как самостоятельная учебная дисциплина Т начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце. 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США) Т изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного Т в России были М. Я. Киттары (1825—80), П. П. Петров (1850—1928), Я. Я. Никитинский (1854—1924). Под редакцией последних в 1906—08 вышел учебник по Т "Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии", в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

  В 20 в. содержание Т в разных странах дифференцировалось. В СССР наиболее широкое развитие получило Т товаров народного потребления. Оно непрерывно расширялось за счет изучения новых групп товаров (швейных изделий, трикотажа, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины — материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей Т стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним. Ведущее место в развитии Т современного периода занимают Ф. В. Церевитинов (1874—1947), В. С. Смирнов (1881—1958), Н. И. Козин (1887—1975), — А. А. Колесник (р. 1905), Б. Ф. Церевитинов (р. 1905) и др.

  Т подразделяется на ряд учебных дисциплин в зависимости от профиля специальностей: Т материалов, машин, оборудования; Т промышленных товаров народного потребления, пищевых продуктов и т.д. Для определения показателей качества товаров в Т применяются инструментальные, органолептические, расчетные и др. методы. При изучении природы товаров, их строения, свойств, процессов, происходящих в них, Т использует достижения многих наук: физики, химии, биологии и т.д. При изучении процессов формирования ассортимента товаров Т учитывает закономерности развития общественного производства и распределения. В социалистических странах Т является основной профилирующей дисциплиной при подготовке товароведов в высших и средних специальных учебных заведениях (торгово-экономических институтах и техникумах, институтах народного хозяйства, университетах), специалистов массовых профессий для торговли в профессиональных училищах и школах, преподается при подготовке экономистов для торговли, материально-технического снабжения, изучается также студентами полиграфических, лесотехнических, медицинских и некоторых др. учебных заведений.

 

  Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политической экономии", там же, т. 19; Классен Н. А., Методика и дидактика товароведения, Л., 1928; Товарный словарь, т. 1—9, М., 1956—61; Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. 50 лет института, М., 1957; Введение в товароведение промышленных товаров, М., 1975.

  В. Г. Зайцев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:15:12