Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Тифлопедагогика

Тифлопедагогика (далее Т) (от греч. typhlós - слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих).

  Первая школа для слепых открыта основоположником Т французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России - в Петербурге в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Т и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3-4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4-5% слепых детей.

  В СССР школы для слепых уже в первые годы Советской власти включены в общую систему народного образования. С 30-х гг. организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учетом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются учебники и др. литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля, в школах для слабовидящих - учебники с крупным шрифтом.

  Советская Т строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование материалистическое мировоззрения, воспитание коммунистической морали, подготовку к жизни и труду. Советская Т разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Т - рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путем специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения (см. также Тифлотехника), коррекции и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.

  Т опирается на данные смежных наук - общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.

  Центр советской Т - НИИ дефектологии АПН СССР. Теоретические и практические вопросы Т разрабатываются также в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и др. педагогических институтах.

  Научные центры в области Т организованы в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.

  Лит.: Дети с глубоким нарушением зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967; Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой и М. Б, Эйдиновой, М., 1967; Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М. И. Земцовой, М., 1969; Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969; 3емцова М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973; Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников, "Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена", 1968, т. 344, 1970, т. 420; Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М.. 1974.

  М. И. Земцова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 21:15:13