|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Тест | Тест (далее Т) (англ. test - проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Т начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном (1883): применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки Термин "Т" впервые ввел американский психолог Дж. Кеттелл (1890). Предложенная им серия из 50 Т фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т. д.). Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию Т (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т. д. Немецкий психолог В. Штерн ввел коэффициент интеллектуальности (1911).
В начале 20 в. начинают разграничиваться психологические и педагогические направления в разработке Т Первый стандартизированный педагогический Т был составлен американским психологом Э. Торндайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов; американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации Т и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена (в частности, применение факторного анализа) сыграли большую роль в дальнейшем развитии Т Значительное распространение Т получили в психотехнике для профессионального отбора.
Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны 1939-45 при мобилизации в армию было тестировано около 20 млн. чел.). В СССР начало составления и применения Т относится к 1920-м гг. В 1926 была опубликована первая серия Т для школ. Однако отождествление принципов тестирования с педологической теорией и практикой (см. Педология) привело к серьезным ошибкам в тестологических исследованиях, что и было отражено в постановлении ЦК ВКП (б) (4 июля 1936) "О педологических извращениях в системе наркомпросов".
Системы Т базируются на самых различных теоретических представлениях (например, в США - на базе бихевиоризма, гештальтпсихологии, неофрейдизма и т. д.). Однако составление Т строится по единой схеме: определение целей Т, составление Т в черновом виде, апробация Т на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов. Качество Т определяется по таким характеристикам, как надежность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др. Практическое использование Т связано главным образом с диагностированием личностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели. Прогнозирование развития личности породило особый вид Т, основывающихся главным образом на методах глубинной психологии, - проективные Т (например, тесты Роршаха).
В СССР получили распространение Т для целей профотбора, психопатологической диагностики, для установления потенциальных психофизиологических возможностей человека в отдельных видах спорта и т. д.; начинают проводиться тестологические обследования для проверки знаний, умений и навыков учащихся.
В физиологии и медицине Т используются для изучения различных физиологических процессов организма (секреторных, моторных и др.), а также для определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом (например, возбудимости отд. мышц, нервов, дыхательной функции легких и т. д.).
Лит.: Бине А., Симон Т, Методы измерения умственной одаренности, пер. (с франц.), (X.), 1923; Саймон Б., Английская школа и интеллектуальные тесты, (пер. с англ.), М., 1958; Гилфорд Дж., Три стороны интеллекта, в сборнике: Психология мышления. Сб., пер. с нем. и англ., М., 1965; Экспериментальная психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., М., 1966; Цатурова И. А., Из истории развития тестов в СССР и за рубежом, Таганрог, 1969; Galton ., Inquiries into human faculty and its development, L., 1883; Cattell 1. Me. Keon, Mental tests and measurements, L., 1890; The measurement of intelligence, . ., 1927; Cronbach L. J., Essentials of psychological testing, 2 ed., . ., 1960; Anastasi A., Psychological testing, 3 ed., L., 1969.
В. С. Акимов, Н. Г. Алексеев.
Т в технике: 1) в вычислительной технике, специально подобранная задача, предназначенная для проверки правильности функционирования ЦВМ, а также небольшие подпрограммы и наборы исходных данных, служащие для проверки правильности программ, составленных с целью реализации на ЦВМ каких-либо алгоритмов. Т-программы называются отладочными, их строят обычно так, чтобы можно было контролировать работу всей программы либо отдельных ее частей. Некоторые Т одновременно являются и диагностическими, то есть используются для определения местоположения и характеристики неисправности оборудования или обнаружения ошибок в программе. 2) В распознавании образов, множество связанных определенными функциональными зависимостями признаков, характеризующих образ (класс). Т применяются во многих диагностических задачах (например, поиска неисправностей в электрических схемах, медицинской диагностики), в задачах распознавания геометрических образов и др. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 16:31:14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|