| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Термическая печь |  | Термическая печь (далее Т) промышленная печь для проведения различных операций термической или химико-термической обработки металлических изделий. Т классифицируют по методу работы: периодические (ванная печь, камерная печь, печь аэродинамического подогрева и др.) и непрерывные (индукционная нагревательная установка, проходная печь, протяжная печь, патентировочная печь и др.). 
 Для термической обработки прокатной продукции в металлургической промышленности наиболее широко применяют проходные и протяжные печи. Закалку, нормализацию и отпуск горячекатаных листов проводят в печах с роликовым подом. Холоднокатаную стальную полосу в рулонах отжигают как в протяжных, так и в колпаковых печах. В протяжных печах проводят термическую обработку полосы из  и нержавеющей стали и цветных металлов, а также химико-термическую обработку полосы из электротехнических сталей и подготовку полосы к нанесению на нее различных покрытий (  и т. д.). Сортовой прокат обрабатывают в печах с роликовым подом и в конвейерных печах. Для обработки труб применяют печи с роликовым подом, секционные печи скоростного нагрева, печи с шагающим подом и конвейерные печи. Проволоку в мотках и прутки обрабатывают в печах с роликовым подом, а при небольшом объеме производства - в колпаковых печах. Закалку проволоки в  или оцинкование ее ведут в патентировочных печах. Термическую обработку колес и колесных бандажей для ж.-д. транспорта проводят в вертикальных печах, а иногда в кольцевых печах.
 
 В машиностроительной промышленности при индивидуальном или мелкосерийном производстве применяют главным образом периодические Т, а при крупносерийном и массовом производстве - непрерывные Т В литейных, термических и др. цехах машиностроительных заводов широко распространены печи с выкатным подом. На заводах тяжелого машиностроения для обработки крупных изделий применяют вертикальные и ямные печи. С увеличением числа операций термической обработки в атмосфере контролируемого состава на машиностроительных заводах все чаще устанавливают колпаковые и элеваторные печи. Для непрерывной обработки при крупносерийном производстве целесообразно применять толкательные печи, конвейерные печи, печи с роликовым подом, печи с подвижными балками, а иногда кольцевые и карусельные печи. В автомобильной, тракторной, подшипниковой и др. отраслях массового машиностроения получают распространение поточные закалочно-отпускные, нормализационно-отпускные, нитроцементационные, цементационные и др. агрегаты. В случае необходимости особо равномерного и быстрого нагрева, а также при тонкой поверхностной цементации или нагреве без окисления и обезуглероживания поверхности небольших деталей применяют ванные печи. Особо точные, скоростные и специальные режимы термической обработки массовых деталей проводят в индукционных нагревательных печах. Для обработки большемерных и сложных по форме изделий из легких металлов в случае повышенных требований к точности режима обработки (главным образом в авиационной промышленности) целесообразны печи аэродинамического подогрева.
 
 Для обеспечения высокой точности нагрева металла большое число Т проектируют с электрическим обогревом. В результате развития методов нагрева при сжигании газового топлива (нагрев с помощью радиационных труб, струйный нагрев, применение принудительной циркуляции и т. д.) почти все типы Т могут успешно работать и при газовом отоплении; это особенно важно в связи с тем, что большинство заводов получило высококачественное топливо - природный газ.
 
 Современные режимы термической и особенно химико-термической обработки характеризуются значительной сложностью. Для таких режимов перспективны поточные агрегаты или непрерывные линии, в которые включено несколько камер или печей непрерывного действия. Химико-термическую и все в большем объеме термическую обработку проводят в атмосферах контролируемого состава, для работы с которой также наиболее пригодны непрерывные Т Периодические Т машиностроительной промышленности усовершенствуют путем применения атмосфер контролируемого состава, принудительной циркуляции, а также механизации работы и обслуживания.
 
 Лит.: Справочник конструктора печей прокатного производства, под ред. В. М. Тымчака, т. 2, М., 1970, гл. 31-33; Г рис-си к А. М., Основные направления развития пламенных нагревательных и термических печей машиностроительной промышленности и работы института "Теплопроект" в этой области, в сборнике: Пламенные печи и сушила машиностроительной промышленности, в. 2, М., 1966.
 
 В. М. Тымчак.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 15:01:53 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |