Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Теософия

Теософия (далее Т) (от греч. theós — бог и sophía — мудрость, знание), 1) в широком смысле слова — мистическое богопознание (см. Мистика). В Ареопагитиках синоним теологии. Позднее Т, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Т гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16—18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я. Беме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена. Э. Сведенборга. Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг употреблял термин "Т" для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие "свободной теософии" у Вл. Соловьева.

  2) Религиозно-мистическое учение русской писательницы Е. П. Блаватской (1831—91; соч. "Тайная доктрина", 1888) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме — перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая "исторические формы религии", Т стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно Т, конечная цель человека — достижение оккультного "знания" и сверхъестественных способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных "посвященных", или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнительному изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки: в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая в 1912 объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошел от Т), после чего произошел раскол и из Т выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.

  Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк теософии, пер. с англ.. Калуга, 1911; Шахнович М. И., Современная мистика в свете науки, М.— Л., 1965; Guenon R., Le theosophisme. Histoire d"une pseudoreligion, ., 1921; Bichimair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, ., 1950.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 12:57:10