|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Темп (в музыке) | Темп (далее Т) в музыке, скорость течения (смены) метрических счетных единиц (см. Метр). Т (в музыке) тесно связан с характером музыки. Первоначально Т (в музыке) в нотах не указывался и исполнитель судил о нем, исходя из самой музыки, ее содержания и фактуры. С 17 в. Т (в музыке) стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные Т (в музыке) (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро - буквально "весело"); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго - "широко"). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто - "очень", ма нон тропло - "но не слишком"). Иногда композитор обозначает Т (в музыке) и на другом языке (своем родном) - немецком, французском, русском и др. В ряде случаев Т (в музыке) указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определенной скоростью движения (например, "в темпе марша", "в темпе вальса"). Обозначение Т (в музыке) может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном Т (в музыке) (адажио, аллегро и др.).
Словесные обозначения Т (в музыке) приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произведения и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в нескольких различающихся Т (в музыке) Метроном позволяет вполне точно указывать Т (в музыке) Однако даже метрономические указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, который может в некоторых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой музыкальной пьесе обычно главенствует какой-либо один Т (в музыке), он выдерживается "в среднем", тогда как в отдельных фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика). Нередко встречаются и более значительные ускорения и замедления Т (в музыке), предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), раллентандо, ритенуто, мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т (в музыке) обозначается словами темпе примо.
Различия в Т (в музыке) и характере движения наряду с другими факторами определяют контраст между частями циклических музыкальных произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.).
Лит.: Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:47:18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|