Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Танк (воен.)

Танк (далее Т) (английский tank, основное значение — цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т (воен.) способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надежной броневой и специальной защитой от средств поражения и высокой подвижностью на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.

  Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии Т (воен.), были предложены в России (1911—15) инженерами В. Д. А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова ("Вездеход") была изготовлена в мае 1915. Англичане к осени 1916 создали несколько десятков Т (воен.) ("Марка-1") и 15 сентября первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины) во время 1-й мировой войны 1914—18.

  Первые английские Т (воен.) представляли собой стальную клепаную коробку ромбовидной формы (рис. 1) с чугунными, позже стальными гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемета (позже 2 пушки и 5 пулеметов), броня защищала от пуль и легких осколков снарядов. Экипаж вел наблюдение через незащищенные щели. Скорость хода Т (воен.) вне дорог составляла 1—3 км/ч. Французские Т (воен.) "Шнейдер", "Сен-Шамон", впервые примененные 16 апреля 1917в боях под Шмен-де-Дам, отличались от английских главным образом формой корпуса, вооружением, расположением гусениц (рис. 2), наличием подрессоривания корпуса. В ходе войны в основном производила легкие Т (воен.) "Рено". У немцев первые образцы Т (воен.) (A-7- и A-7-) появились в 1918 (по конструкции они были аналогичны тяжелым английским Т (воен.)). К концу войны в США выпускались английские тяжелые Т (воен.) "Марка-" и "Марка-" с американскими двигателями, а также французским "Рено".

  За время войны было выпущено в Великобритании — 2900, — 6200, США — 1000, — 100 Т (воен.) (см. табл. 1). После войны ведущими иностранными государствами по производству Т (воен.) были Великобритания и а с 30-х гг.— (после прихода к власти фашистов).

  Табл. 1. — Основные тактико-технические данные танков периода 1-й мировой войны 1914—18



Великобритания


"Марка-"

"Марка"

"Сен- Шамон"

"Рено"

Масса, т

28

44

24

6,5

Экипаж, чел.

8(7)

12

9

2

Пушки, количество; мм

2—57

2—57

1—75

1—37

Пулеметы, количество

4

5

4

1

Толщина брони, мм

5—10

6—16

11

6—16

Максимальная скорость, км/ч

4,5

8

8,5

9

  Первый советский Т (воен.) (рис. 3) вышел в испытательный пробег 31 августа 1920. Он получил название "Борец за свободу товарищ Ленин". С 1928 начался выпуск легких танков МС-1 ("малый, сопровождения, образец первый"). Они были тихоходными, с небольшим запасом хода. МС-1 применялись во время советско-китайского конфликта 1929. В 1931—39 было налажено производство малых (Т-37), легких (Т-26, БТ), трехбашенных средний (Т-28) и пятибашенных тяжелых (Т-35) Т (воен.) (рис. 4). Несколько башен ставилось с целью усиления огневой мощи Т (воен.) Основными Т (воен.) были легкий тихоходный гусеничный Т-26 и быстроходный колесно-гусеничный БТ (воен.) Т-26 и БТ применялись в боевых действиях у озера Хасан, на р. Халхин-Гол, в советско-финляндской войне 1939—40, а также в начале Великой Отечественной войны 1941—1945. К 1940 были созданы новые образцы Т (воен.): малый Т-40, легкий Т-50, среднийТ-34 и тяжелый КВ, которые по боевым свойствам значительно превосходили предшествующие им отечественные и однотипные зарубежные Т (воен.)

  Основными типами Т (воен.) (см. табл. 2) во время 2-й мировой войны 1939—45 (рис. 5, 6 и 7) были средние Т (воен.), роль тяжелых Т (воен.) возрастала, а легких снижалась, и их производство в ряде стран (СССР, прекратилось. На базе Т (воен.) во время войны были созданы самоходно-артиллерийские установки (САУ). В 1939—45 было выпущено Т (воен.) и САУ: в СССР (с 1.7.1941 по 30.6.1945) — 95 099, — 65 100, США — 103 096, Великобритании — 25 160, Канаде — 5815, Японии — 3648.

  С 60-х гг. в результате сближения основных боевых свойств средних и тяжелых Т (воен.) стали выпускать один основной тип Т (воен.), предназначенный для решения широкого круга боевых задач. Во многих странах на вооружении находятся также легкие плавающие Т (воен.) (см. Т плавающий), предназначенные главным образом для разведки, и Т (воен.) усиления с ракетно-пушечным вооружением (например, танк М60А2 в США).

  Табл. 2. — Основные тактико-технические данные танков периода 2-й мировой войны 1939—45


Масса, т

Экипаж, человек

Пушка, мм Пулеметы, количество, мм

Толщина брони, мм

Максимальная

скорость, км/ч

СССР


Великобри-тания

США

Т-34

КВ-1

ИС-2

Т-

Т-

Т-

Т--Н

"Черчилль"

"Шерман"

28(32)

47,5

46

23

24,6

45

56

45

32

4(5)

5

4

5

5

5

5

5

5

76(85)

76

122

37(50)

75

75

88

40(75)

75

2—7,62

4—7,62

4—7,62

2—7,92

2—7,92

2—7,92

2—7,92

2—7,92

1—7,62

1—12,7

45—52

(45—90)

75—100

90—120

30—50

30—50

80—100

100

95—152

38—76

55

35

37

55

50

46

38

28

48

  Основные части современного Т (воен.): броневой корпус, башня (см. Броневая башня), комплекс вооружения (основное и вспомогательное оружие, комплект боеприпасов), а также приборы наблюдения, прицеливания и др. устройства, силовая (моторная) установка, силовая передача (трансмиссия) с приводами управления, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, системы противопожарного оборудования, противоатомной защиты и др. Корпус и башня Т (воен.) объединяют в единое целое все его составные элементы и предназначены также для защиты экипажа, агрегатов и топлива от боевых поражений и повреждений при преодолении препятствий. В башне монтируется основное вооружение. Вращение башни производится при помощи ручного и электрического или электрогидравлического приводов. Корпус и башня Т (воен.) изготавливаются из легированной броневой стали. Корпус, как правило, выполняется из катаных броневых листов, соединенных при помощи сварки, иногда применяются и цельнолитые корпуса (например, у американского танка M60AI). Башни обычно бывают литыми, реже встречаются сварные. Т (воен.) имеют противоснарядное бронирование, а легкие — противопульное. Внутренние объемы корпуса у современного Т (воен.) делятся на отделения: управления, в котором находится механик-водитель; боевое, где размещаются командир Т (воен.), наводчик орудия, заряжающий, а также полный комплекс вооружения Т (воен.); силовое (моторно-трансмиссионное). Топливо, как правило, находится в баках, располагающихся во всех отделениях, а иногда и в дополнительных баках снаружи Т (воен.) (рис. 8).

  Основное оружие — специальная пушка, вспомогательное — спаренные с пушкой и зенитные пулеметы. На основном типе Т (воен.) устанавливается нарезная или гладкоствольная пушка 105 мм и более. В комплект боеприпасов входят бронебойные, подкалиберные, кумулятивные снаряды и снаряды с пластическим взрывчатым веществом (для разрушения сооружений и поражения живой силы). Точность стрельбы достигается применением стабилизаторов вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приборов для стрельбы днем и ночью. Воздух очищается фильтро-вентиляционными установками. На Т (воен.) устанавливаются специальные четырехтактные и двухтактные поршневые двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. Емкость внутренних топливных баков до 1500 л, запас хода на одной заправке при движении по шоссе свыше 500 км.

  В качестве механизмов поворота применяются многорадиусные механизмы, облегчающие поворот Т (воен.) при движении на высоких скоростях, а в качестве приводов управления агрегатами трансмиссии — сервоприводы (особенно гидроприводы), облегчающие управление движением. Органы управления поворотом вместо традиционных рычагов в некоторых конструкциях Т (воен.) выполняются в виде штурвалов. Плавности хода на высоких скоростях движения достигают установкой мощных гидравлических демпферов (амортизаторов). Для увеличения срока службы и кпд гусеничных цепей применяются траки с резинометаллическими шарнирами (общий вид современного Т (воен.) показан на рис. 9). Герметизация позволяет Т (воен.) преодолевать с небольшой по времени подготовкой броды глубиной до 2 м. При оснащении оборудованием для подводного вождения они преодолевают по дну водные преграды. Для ориентирования на местности применяется навигационная аппаратура, включающая электронно-вычислительные курсоуказатели и автоматические курсопрокладчики.

  Т (воен.) разрабатываются с учетом изменения пушечного вооружения; увеличения толщины броневых деталей и придания наиболее ответственным из них (прежде всего лобовым) больших углов наклона к вертикали и дифференцированного распределения толщин брони в зависимости от вероятности поражения; повышения подвижности, увеличения удельной мощности, внедрения дизелей, обеспечивающих более экономичный расход горючего, обеспечения многотопливности двигателей, увеличения емкости топливных баков.

  Лит.: Ти и танковые войска, М.,1970; Мостовенко В. Д., Ти, М.,1973; Хейгль Ф., Ти. Справочник, пер. С нем., 2 изд., ч. 1-2, М., 1936—37; Нерсесян М. Г.. Каменцева Ю. В., Бронетанковая техника армий капиталистических государств, М.,1964.

  Л. В. Сергеев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.12.2024 10:34:45