|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Танк (воен.) | Танк (далее Т) (английский tank, основное значение — цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т (воен.) способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надежной броневой и специальной защитой от средств поражения и высокой подвижностью на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.
Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии Т (воен.), были предложены в России (1911—15) инженерами В. Д. А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова ("Вездеход") была изготовлена в мае 1915. Англичане к осени 1916 создали несколько десятков Т (воен.) ("Марка-1") и 15 сентября первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины) во время 1-й мировой войны 1914—18.
Первые английские Т (воен.) представляли собой стальную клепаную коробку ромбовидной формы (рис. 1) с чугунными, позже стальными гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемета (позже 2 пушки и 5 пулеметов), броня защищала от пуль и легких осколков снарядов. Экипаж вел наблюдение через незащищенные щели. Скорость хода Т (воен.) вне дорог составляла 1—3 км/ч. Французские Т (воен.) "Шнейдер", "Сен-Шамон", впервые примененные 16 апреля 1917в боях под Шмен-де-Дам, отличались от английских главным образом формой корпуса, вооружением, расположением гусениц (рис. 2), наличием подрессоривания корпуса. В ходе войны в основном производила легкие Т (воен.) "Рено". У немцев первые образцы Т (воен.) (A-7- и A-7-) появились в 1918 (по конструкции они были аналогичны тяжелым английским Т (воен.)). К концу войны в США выпускались английские тяжелые Т (воен.) "Марка-" и "Марка-" с американскими двигателями, а также французским "Рено".
За время войны было выпущено в Великобритании — 2900, — 6200, США — 1000, — 100 Т (воен.) (см. табл. 1). После войны ведущими иностранными государствами по производству Т (воен.) были Великобритания и а с 30-х гг.— (после прихода к власти фашистов).
Табл. 1. — Основные тактико-технические данные танков периода 1-й мировой войны 1914—18
| Великобритания | | "Марка-" | "Марка" | "Сен- Шамон" | "Рено" | Масса, т | 28 | 44 | 24 | 6,5 | Экипаж, чел. | 8(7) | 12 | 9 | 2 | Пушки, количество; мм | 2—57 | 2—57 | 1—75 | 1—37 | Пулеметы, количество | 4 | 5 | 4 | 1 | Толщина брони, мм | 5—10 | 6—16 | 11 | 6—16 | Максимальная скорость, км/ч | 4,5 | 8 | 8,5 | 9 | Первый советский Т (воен.) (рис. 3) вышел в испытательный пробег 31 августа 1920. Он получил название "Борец за свободу товарищ Ленин". С 1928 начался выпуск легких танков МС-1 ("малый, сопровождения, образец первый"). Они были тихоходными, с небольшим запасом хода. МС-1 применялись во время советско-китайского конфликта 1929. В 1931—39 было налажено производство малых (Т-37), легких (Т-26, БТ), трехбашенных средний (Т-28) и пятибашенных тяжелых (Т-35) Т (воен.) (рис. 4). Несколько башен ставилось с целью усиления огневой мощи Т (воен.) Основными Т (воен.) были легкий тихоходный гусеничный Т-26 и быстроходный колесно-гусеничный БТ (воен.) Т-26 и БТ применялись в боевых действиях у озера Хасан, на р. Халхин-Гол, в советско-финляндской войне 1939—40, а также в начале Великой Отечественной войны 1941—1945. К 1940 были созданы новые образцы Т (воен.): малый Т-40, легкий Т-50, среднийТ-34 и тяжелый КВ, которые по боевым свойствам значительно превосходили предшествующие им отечественные и однотипные зарубежные Т (воен.)
Основными типами Т (воен.) (см. табл. 2) во время 2-й мировой войны 1939—45 (рис. 5, 6 и 7) были средние Т (воен.), роль тяжелых Т (воен.) возрастала, а легких снижалась, и их производство в ряде стран (СССР, прекратилось. На базе Т (воен.) во время войны были созданы самоходно-артиллерийские установки (САУ). В 1939—45 было выпущено Т (воен.) и САУ: в СССР (с 1.7.1941 по 30.6.1945) — 95 099, — 65 100, США — 103 096, Великобритании — 25 160, Канаде — 5815, Японии — 3648.
С 60-х гг. в результате сближения основных боевых свойств средних и тяжелых Т (воен.) стали выпускать один основной тип Т (воен.), предназначенный для решения широкого круга боевых задач. Во многих странах на вооружении находятся также легкие плавающие Т (воен.) (см. Т плавающий), предназначенные главным образом для разведки, и Т (воен.) усиления с ракетно-пушечным вооружением (например, танк М60А2 в США).
Табл. 2. — Основные тактико-технические данные танков периода 2-й мировой войны 1939—45
Масса, т
Экипаж, человек
Пушка, мм Пулеметы, количество, мм
Толщина брони, мм
Максимальная
скорость, км/ч | СССР | | Великобри-тания | США | Т-34 | КВ-1 | ИС-2 | Т- | Т- | Т- | Т--Н | "Черчилль" | "Шерман" | 28(32) | 47,5 | 46 | 23 | 24,6 | 45 | 56 | 45 | 32 | 4(5) | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 76(85) | 76 | 122 | 37(50) | 75 | 75 | 88 | 40(75) | 75 | 2—7,62 | 4—7,62 | 4—7,62 | 2—7,92 | 2—7,92 | 2—7,92 | 2—7,92 | 2—7,92 | 1—7,62
1—12,7 | 45—52
(45—90) | 75—100 | 90—120 | 30—50 | 30—50 | 80—100 | 100 | 95—152 | 38—76 | 55 | 35 | 37 | 55 | 50 | 46 | 38 | 28 | 48 | Основные части современного Т (воен.): броневой корпус, башня (см. Броневая башня), комплекс вооружения (основное и вспомогательное оружие, комплект боеприпасов), а также приборы наблюдения, прицеливания и др. устройства, силовая (моторная) установка, силовая передача (трансмиссия) с приводами управления, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, системы противопожарного оборудования, противоатомной защиты и др. Корпус и башня Т (воен.) объединяют в единое целое все его составные элементы и предназначены также для защиты экипажа, агрегатов и топлива от боевых поражений и повреждений при преодолении препятствий. В башне монтируется основное вооружение. Вращение башни производится при помощи ручного и электрического или электрогидравлического приводов. Корпус и башня Т (воен.) изготавливаются из легированной броневой стали. Корпус, как правило, выполняется из катаных броневых листов, соединенных при помощи сварки, иногда применяются и цельнолитые корпуса (например, у американского танка M60AI). Башни обычно бывают литыми, реже встречаются сварные. Т (воен.) имеют противоснарядное бронирование, а легкие — противопульное. Внутренние объемы корпуса у современного Т (воен.) делятся на отделения: управления, в котором находится механик-водитель; боевое, где размещаются командир Т (воен.), наводчик орудия, заряжающий, а также полный комплекс вооружения Т (воен.); силовое (моторно-трансмиссионное). Топливо, как правило, находится в баках, располагающихся во всех отделениях, а иногда и в дополнительных баках снаружи Т (воен.) (рис. 8).
Основное оружие — специальная пушка, вспомогательное — спаренные с пушкой и зенитные пулеметы. На основном типе Т (воен.) устанавливается нарезная или гладкоствольная пушка 105 мм и более. В комплект боеприпасов входят бронебойные, подкалиберные, кумулятивные снаряды и снаряды с пластическим взрывчатым веществом (для разрушения сооружений и поражения живой силы). Точность стрельбы достигается применением стабилизаторов вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приборов для стрельбы днем и ночью. Воздух очищается фильтро-вентиляционными установками. На Т (воен.) устанавливаются специальные четырехтактные и двухтактные поршневые двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. Емкость внутренних топливных баков до 1500 л, запас хода на одной заправке при движении по шоссе свыше 500 км.
В качестве механизмов поворота применяются многорадиусные механизмы, облегчающие поворот Т (воен.) при движении на высоких скоростях, а в качестве приводов управления агрегатами трансмиссии — сервоприводы (особенно гидроприводы), облегчающие управление движением. Органы управления поворотом вместо традиционных рычагов в некоторых конструкциях Т (воен.) выполняются в виде штурвалов. Плавности хода на высоких скоростях движения достигают установкой мощных гидравлических демпферов (амортизаторов). Для увеличения срока службы и кпд гусеничных цепей применяются траки с резинометаллическими шарнирами (общий вид современного Т (воен.) показан на рис. 9). Герметизация позволяет Т (воен.) преодолевать с небольшой по времени подготовкой броды глубиной до 2 м. При оснащении оборудованием для подводного вождения они преодолевают по дну водные преграды. Для ориентирования на местности применяется навигационная аппаратура, включающая электронно-вычислительные курсоуказатели и автоматические курсопрокладчики.
Т (воен.) разрабатываются с учетом изменения пушечного вооружения; увеличения толщины броневых деталей и придания наиболее ответственным из них (прежде всего лобовым) больших углов наклона к вертикали и дифференцированного распределения толщин брони в зависимости от вероятности поражения; повышения подвижности, увеличения удельной мощности, внедрения дизелей, обеспечивающих более экономичный расход горючего, обеспечения многотопливности двигателей, увеличения емкости топливных баков.
Лит.: Ти и танковые войска, М.,1970; Мостовенко В. Д., Ти, М.,1973; Хейгль Ф., Ти. Справочник, пер. С нем., 2 изд., ч. 1-2, М., 1936—37; Нерсесян М. Г.. Каменцева Ю. В., Бронетанковая техника армий капиталистических государств, М.,1964.
Л. В. Сергеев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 10:34:45
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|