|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Сюита | Сюита (далее С) (франц. suite, буквально - ряд, последовательность), одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединенных общим художественным замыслом. В отличие от сонаты и симфонии, С свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности. Прообразом С явилось характерное уже для 16 в. сопоставление медленного (павана) и быстрого (гальярда) танцев. Классический тип старинной танцевальной С сложился в творчестве И. Я. Фробергера в середине 17 в. Она состоит из 4 танцев - умеренно быстрой аллеманды, быстрой куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо которых в С 17-18 вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанцевальные пьесы - прелюдия, увертюра, ария, рондо и др., а также "дубли" (вариации на один из танцев). Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин "С " к таким соч. ранее всего стали применять французские лютневые композиторы в конце 17 в.; наряду с этим группы танцев в Англии назывались "lessons" (Г. Перселл), в Италии - "balletto" или (позднее) "sonata da camera" (А. Корелли), в - "Partie" (И. Кунау) или "Partita" (И. С Бах), во - "ordre" (Ф. Купсрен). Высокие образцы классической С создали И. С Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й половине 18 в., в эпоху венского классицизма, С уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать в виде кассаций, серенад и дивертисментов (В. А. Моцарт). В 19-20 вв. создаются главным образом оркестровые С нетанцевального склада, иногда включающие отдельные части в танцевальных ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко такие С бывают программными ("Шехеразада" Н. А. Римского-Корсакова). Часто они составляются из музыки к театральным постановкам, операм, балетам ("Пер Гюнт" Грига, балетные сюиты Чайковского, С С Прокофьева), фильмам. Пишутся и С, связанные с народными танцевальными традициями (А. Дворжак, Б. Барток). Особые разновидности - вокальная и хоровая С
Термин "С" обозначает также музыкально-хореографическую композицию из нескольких танцев.
Лит.: Попова Т., С, М., 1963; Nef К,, Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume ., Studien zur Vor-geschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert, Lpz., 1925.
И. Э. Манукян. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:55:47
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|