Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Сценическая речь

Сценическая речь (далее С) одно из основных средств театрального воплощения драматургического произведения. Владея мастерством С, актер раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Техника С — существенный элемент актерского мастерства; она связана с звучностью, гибкостью, объемом голоса, развитием дыхания, четкостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

  Характер и стиль С менялись и развивались на протяжении всей истории театра. Особенности построения античной драмы, архитектура грандиозных театральных сооружений сформировали законы эллинской классической декламации. Нормативная эстетика классицистского театра 17—18 вв. требовала от исполнителя соблюдения правил мерной, четкой декламации, подчиненной ударениям и цезурам стихотворной трагедии. У актеров романтического театра партитура С определялась чередующимися нарастаниями и спадами чувств, отличалась ускорениями и замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными интонациями. Расцвет реалистического искусства С связан главным образом с русским театром, с деятельностью Малого театра. Поворот к реализму, совершенный М. С. Щепкиным, в значит, мере коснулся С Щепкин призывал к естественности, простоте С, приближению ее к разговорной. Огромное значение работе актера над словом придавал А. Н. Островский, считавший, что нужно не только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была воспитана плеяда выдающихся русских актеров (Садовские и др.) — мастеров С, рассматривавших слово как основное средство характеристики образа. На рубеже 19—20 вв. новую эру в истории развития С открыл К. С. Станиславский. В разработанной им системе работы актера над ролью (см. Станиславского система) он искал приемы, помогающие актеру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнеров и зрителей "словесным действием". В советское время техника С — одна из важнейших дисциплин, изучаемых в театральных институтах, школах, студнях.

  Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 3, М., 1955; Кнебель М. О., Слово в творчестве актера, 1954.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 17:02:11