Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Сцена

Сцена (далее С) (лат. scaena, от греч. skēn— палатка, шатер, театральные подмостки), место театрального действия. Современный тип С сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В древнегреческом театре действие развертывалось на орхестрекруглой площадке, вокруг которой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актеров стал проскений, в древнеримском театре — просцениум. В средние века С служили площади городов и деревень; с расцветом религиозных жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценические площадки различных типов: двухэтажные повозки — педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия). В Англии 16 в. С служили помосты во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями. В 17 в. в Англии сложился тип так называемой шекспировской С, представлявшей собой помост, поднятый над землей на высоту человеческого роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С, за которыми была внутренняя С, за ней во 2-м ярусе галереи — верхняя С В 1-й половине 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная С с просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, архитектор С Серлио). Здесь же в конце 16 — начале 17 вв. возникла кулисная С, где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценического действия. В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм — телариев, в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (архитектор Н. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) — кулисные машины, получившие распространение в 18 в. на всех европейских С (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 немецкий актер и режиссер Ф. Шредер впервые применил павильон — декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования сцены-коробки, оснащения ее различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технического развития, характеру драматургии, режиссерским приемам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С становится подъемно-опускной (Будапешт), в 1896 — вращающейся (Мюнхен, инженер. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъемно-опускная С начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространенный в крупнейших современных театральных зданиях).

  Сложившийся тип классической С представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединенную с ним портальным отверстием — зеркалом С (см. Портал). Все размеры С зависят от размеров зеркала С: так, ее высота в 2,5—3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С По вертикали С делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С (на высоте, превышающей на 1,5—2 м высоту зеркала С) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на которых устанавливаются светотехнические устройства, различные сценические механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащен плунжерами (подъемно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям "проваливаться" от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматических театров обычно врезан поворотный круг. Многие современные театры имеют так называемые карманы С. обеспечивающие непрерывность сценического действия,— помещения в правой и левой сторонах С (их глубина и высота на 2—3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащенные подвижными площадками, на которых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.

  Лит.: Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Из веков Н. П., С, ч. 1-2, Л.-М., 1935—40; Unruh ., Theatertechnik, В., 1969.

  Г. В. Шевелев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 18:27:53