|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Судьба | Судьба (далее С) в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека. Идею С, абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект - аспект несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации (причинность), но и от религиозного представления о телеологической детерминации ("провидение", предопределение). Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели "провидения" предполагаются ясными, по крайней мере, для ума самого бога. Напротив, в понятие С обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта - она "слепа" и "темна" сама по себе. В древнегреческой мифологии С персонифицируется (триада женских образов - Мойры, у римлян - Парки) как бы на границе личного и безлично-родового; богини С имеют личный произвол, но у них нет отчетливой "индивидуальности". Недаром верящие в С всегда пытались лишь "угадывать" ее в каждой отдельной ситуации, но не познать ее; в ней принципиально нечего познавать.
Идея С как противоположность идеи свободы социальна и постольку исторична. Первобытное общество предполагает тождество свободы и несвободы для своих членов, не отделивших еще своей личной сущности от родового бытия. Поэтому С не отделяется здесь принципиально ни от естественной причинности, ни от воли духов. Лишь становление государства и цивилизации разводит эти понятия. Для ранней античности бытие человека органически определено его "долей" в полисном укладе (С как "доля" - таково значение слова "мойра"). В античной жизни огромную роль играли различные способы гадания и предсказания С, связь которых с мировоззрением полисного мира подметил еще Гегель (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 68-69). Концепция "мойры" не лишена этического смысла: С понимается как слепая, темная, безличная справедливость, не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя "возмездие". Беспощадна античная С даже к богам, что в конце концов утешительно, ибо подданные Зевса знают, что и для его произвола есть предел (среднюю трагедию Эсхила "Прометей Прикованный"). С кризисом полисного уклада вместо "мойры" на первый план выходит "тюхе", то есть С как удача, случайность., В эпоху эллинизма человек ожидает получить не то, что ему "причитается" по законам традиционного уклада, но то, что ему "выпадает" по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, ставят жизнь народов в зависимость от случайных придворных событий. С торжеством Римской империи С осмысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчужденная от конкретного бытия человека, - фатум. От "фатума" так же невозможно уйти, как от администрации Рима, и так же мало, как власть цезарей, он считается с органичной жизнью человека или народа. Со времен Посидония идея С все еще связывается с теорией и практикой астрологии; человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звездных сфер. Христианство противопоставило идее С веру в осмысленное действие "провидения". Поскольку, однако, иррациональность человеческих отношений и мистификация власти сохраняли свою силу, идея С, не умерла. Несмотря на все нападки теологов, в течение средневековья держался авторитет астрологии; интерес к ней сильно оживил Ренессанс со своим тяготением к натуралистическому магизму. В новое время развитие естественнонаучного мировоззрения оттесняет идею С в сферу обывательских представлений. Своеобразное возрождение понятия С происходит в конце 19 в, в философии жизни. Слово "С" начинает связываться с требованием иррациональной активности, что получило свою предельную вульгаризацию в идеологии нацизма, превратившего понятие С в инструмент официозной пропаганды.
С С Аверинцев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 19:41:28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|