Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Суд

Суд (далее С) специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса (при социализме — в интересах всего народа). Свои функции С выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, административных и других правонарушений в установленном законом порядке (см. Сопроизводство).

  С возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. В догосударственном обществе конфликты и споры разрешались старейшинами или вождями племен, особыми собраниями родов или племен, выделенными этими собраниями коллегиями (например, рахимбурги). Существовали обычаи внесудебного порядка решения конфликтов (например, кровная месть, принцип талиона).

  В рабовладельческом государстве первоначально функции государственного управления еще не были дифференцированы. Одни и те же органы класса рабовладельцев осуществляли управление, руководили военными силами и выполняли судебные функции. Однако по мере развития рабовладельческих государств и изживания родовых отношений стала складываться судебная система и С как самостоятельный орган господствующего класса. В Афинах и в Древнем Риме (в период поздней республики 3—1 вв. до н. э.) С уже были отделены от администрации, имелись судебные коллегии (например, суды складывался институт судебной защиты. Себные институты античных государств были использованы и развиты в эпоху феодализма. В целом для судебного процесса рабовладельческого общества было характерно, что отстаивать свои интересы в С могли только свободные граждане, рабы не могли даже быть свидетелями. Убийство раба было безнаказанным; если правонарушение совершил раб, над ним учинялась внесудебная расправа.

  Для С феодальных государств характерны сословность (наличие С крестьянских, церковных и т. п.), широкие судебные полномочия крупных землевладельцев, имевших судебный иммунитет и чинивших суд над своими крепостными. Централизация судебной системы и усиление роли государства в деятельности С связаны с общим процессом укрепления центральной власти, со становлением абсолютизма. В этот период возникают высшие судебные органы (например, С королевской скамьи в Англии, императорский суд в С централизацией С происходило и изменение процессуальных форм, отказ от иррациональных способов доказывания типа ордалий, "божьего суда", обвинительных форм судебного процесса.

  Зародившаяся в недрах феодального общества буржуазия в борьбе за политическую власть выступила против феодальной судебной системы. Идеологи буржуазных революций 17—18 вв., в том числе французские энциклопедисты и просветители, выдвинули ряд демократических принципов организации С (прежде всего "разделения властей" теорию) и судопроизводства: равенство всех перед С и законом, утверждение суда присяжных, гласность и устность судопроизводства и отказ от системы формальных доказательств, принцип выборности судей, принцип презумпции невиновности. Многие из этих принципов записаны в Декларации прав человека и гражданина 1789, конституциях ряда буржуазных государств (в том числе и в первых 10 поправках к конституции США, так называемом "Билле о правах"), в конституционных актах Великобритании.

  Однако в целом эти принципы никогда не были полностью реализованы в буржуазных государствах, от некоторых из них отказались даже формально. Например, выборность судей была, как правило, отменена, суды в большинстве государств назначаются на неограниченные сроки (см. Несменяемость судей). Буржуазный С всегда был и остается открытым орудием господствующего класса буржуазии, "... слепым, орудием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 270). Экономическое неравенство лишает трудящихся реального права на защиту; кадры судей и присяжных формируются, как правило, из представителей имущих слоев населения. Введение буржуазным государством новых форм и принципов судебного процесса не означало полного отказа от прежних форм судопроизводства; в моменты обострения классовой борьбы буржуазия полностью отказывается от ею же созданной законности, применяются упрощенные формы судебного процесса (например, смешанный процесс), умаляется роль закона при рассмотрении дел в С В наиболее резкой форме отказ от буржуазно-демократических принципов судебного процесса проявился в фашистской и Италии, где были приняты реакционные уголовные законы, процветала внесудебная расправа с прогрессивными деятелями.

  Для эпохи общего кризиса капитализма характерна тенденция к умалению роли закона в деятельности С Многочисленные буржуазные теории (например, реалистическая школа права) считают, что С не должен быть связан нормами закона, чрезмерно расширяют свободу судейского усмотрения, ведущую на практике к судебному произволу.

  В современных буржуазных государствах существуют сложные разветвленные системы С, включающие гражданские, уголовные, административные, торговые, церковные и иные С Эти системы возглавляются верховными судебными органами, нередко выполняющими функции конституционного суда. Деятельность буржуазного С как части механизма буржуазных государств детально регулируется специальным законодательством. Однако общим направлением в развитии буржуазного С является усиление его карательно-репрессивной функции в борьбе против интересов трудящихся. С др. стороны, в эпоху империализма некоторые функции С передаются иным государственным органам особой компетенции (следственные комитеты Конгресса США и его палат, специальные комиссии и т. п.).

  История С в дореволюционной России восходит ко времени Киевской Руси, где С творился князем и его представителями — посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляли вече (высшая судебная инстанция), князь, посадники, архиепископ, староста, братчины. В Московской Руси 15—17 вв. С осуществляли князь (царь), Боярская дума, некоторые приказы, а на местах — наместники, волостели, вотчинники. С упразднением системы кормлений судебные полномочия были переданы губным избам. Первые попытки отделить С от администрации были предприняты Петром , при котором в 1713 в губерниях была учреждена должность судьи (ландрихтера), а затем (в 1718) — оберландрихтера. Однако компетенция этих судей не была четко определена, и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были также созданы военный суд, духовный суд. Высшей судебной инстанцией был Сенат. При Екатерине была создана система судебных учреждений, возглавлявшаяся (с 1802) Сенатом; в нее входили уездные и земские суды — для дворян; городские и губернские — для горожан; нижняя и верхняя расправа — для свободных крестьян. В 60-х гг. 19 в. была проведена судебная реформа 1864, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России. Были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура. После Великой Октябрьской социалистической революции по ленинскому Декрету о суде от 22 ноября 1917 судебная система царской России была сломана сверху донизу — от правительствующего сената до мировых судов. Основным звеном советской судебной системы стал народный суд города или района, рассматривающий абсолютное большинство гражданских или уголовных дел. В. И. Ленин писал: "Новый суд нужен был прежде всего для борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить свое господство или отстаивать свои привилегии... Но, кроме того, на суды... ложится другая, еще более важная задача. Это — задача обеспечить строжайшее проведение дисциплины и самодисциплины трудящихся" (там же, т. 36, с. 163).

  В социалистическом обществе С призван охранять от всяких посягательств социалистический общественный и государственный строй, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, права и охраняемые законом интересы государственных предприятий и учреждений, кооперативно-колхозных и иных общественных организаций, законные права и интересы граждан, воспитывать граждан в духе преданности Родине и социализму, точного и неуклонного исполнения законов, соблюдения дисциплины.

  В большинстве социалистических стран судьи избираются либо органами государственной власти, либо населением путем прямых выборов. Обычно судьи первого звена судебных инстанций избираются гражданами на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, а народные заседатели — на собраниях трудящихся соответствующих предприятий, организаций. Сьи и народные заседатели вышестоящих судов, как правило, избираются на собраниях трудящихся соответствующими представительными органами (например, в СССР — Советами депутатов трудящихся). Сьи ответственны за свою деятельность перед избирателями, избравшими их органами и могут быть отозваны или смещены. Себные органы, как правило, образуются в соответствии с административно-территориальным делением страны. Дела рассматриваются в судах коллегиально, судьи и заседатели при разбирательстве дел пользуются равными правами.

  При осуществлении правосудия в социалистических странах судьи независимы и подчиняются только закону, то есть они обязаны решать дела независимо от посторонних влияний и выносят приговоры и решения только на основании закона. Сопроизводство ведется на языке большинства населения данного района. Лицам, не владеющим этим языком, обеспечивается полное ознакомление с материалами дела через переводчика, а также право выступать в суде на родном языке. Важное значение в организации судебной системы имеет принцип гласности судебного разбирательства, которое, как правило, ведется устно и открыто и может быть закрытым лишь в случаях, предусмотренных законом. Законодательство социалистических стран закрепляет право обвиняемого на защиту.

  Основные принципы организации и деятельности судов определены Конституцией СССР. Более подробно эти вопросы изложены в Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1958), в Основах уголовного судопроизводства (1958) и Основах гражданского судопроизводства (1961). На основе и в соответствии с этими общесоюзными законами в союзных республиках приняты республиканские законы (в том числе уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы).

  Себная система СССР включает: Верховный суд СССР, Верховные суды союзных и автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, районные народные суды и военные трибуналы. На высший судебный орган — Верховный суд СССР возложен надзор за деятельностью всех судебных органов союзных и автономных республик и военных трибуналов.

  Себная деятельность складывается из рассмотрения и разрешения гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций; из рассмотрения уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления либо оправдания невиновных.

  Все С в СССР образуются на началах выборности. Народные суды избираются гражданами данного города или района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; народные заседатели этих С избираются на общих собраниях трудящихся. Народные заседатели и члены областных, краевых и Верховных судов избираются соответствующими областными, краевыми и Верховными Советами. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется коллегиально: по первой инстанции судьей и 2 народными заседателями, дела по кассационным жалобам и протестам — в судебных коллегиях вышестоящих С 3 членами соответствующего С

  В порядке, установленном законодательством, в распорядительном и судебном заседаниях при рассмотрении уголовных и гражданских дел участвует прокурор. Кроме того, в суд. заседании могут принимать участие общественный обвинитель или общественный защитник.

  Сопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики, а в случаях, предусмотренных конституциями, — на языке большинства населения района с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в С на родном языке. Разбирательство дел во всех С открытое. Закрытое рассмотрение допускается в исключительных случаях, если этого требуют интересы охраны государственной тайны, а также по мотивированному определению С по делам о преступлении лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по просьбам сторон, если в судебном заседании должна идти речь об интимных сторонах их жизни. Приговор С во всех случаях провозглашается публично. Все подсудимые имеют право на защиту. С обязан обеспечить обвиняемому возможность защищаться предусмотренными законами средствами и способами от предъявленного ему обвинения. В гражданском процессе стороны также наделены широкими правами для защиты своих имущественных и личных прав и интересов.

  Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, 39; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970, с. 272; Черниловский 3. М., Всеобщая история государства и права, М., 1973.

  Л. Н. Смирнов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.11.2024 13:09:32