Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Стопа (в стихосложении)

Стопа (далее С) 1) в стихосложении — повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. С (в стихосложении) является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест; такое чередование лежит в основе метрического (квантитативного) и силлабо-тонического стихосложения; в них и употребляется понятие С (в стихосложении) При этом в метрическом стихосложении С (в стихосложении) в стихе, как правило, равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (так, С (в стихосложении) гекзаметра может иметь вид — È È или ——), а в силлабо-тоническом стихосложении равны по числу слогов, но могут быть не одинаковы по числу и расположению ударений (так, С (в стихосложении) ямба может иметь вид ,  или — —). Т. о., понятие С (в стихосложении) в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении по сути дела имеет различное содержание.

  2) В музыке — специализированное понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, их положение относительно сильной доли такта (музыкальная С (в стихосложении)). Стопная характеристика давалась средневековым ритмическим модусам, ритмическим фигурам мензуральной системы и ритмическим рисункам тактовой системы (см. Метр, Ритм, Такт). Длительную традицию в музыке (до 20 в.) имеет квантитативное понимание С (в стихосложении) Новое квалитативное ее понимание (19—20 вв.) опирается на основные стопные формы силлабо-тонического стиха: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеоны.

 

  Лит.: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907; Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений, М., 1967; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. . Bach auf GnindlagederAntiken, Lpz., 1880. см. также лит. при ст. Стихосложение.

  М. Л. Гаспаров, В. Н. Холопова.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 11:28:33