Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Стиховедение

Стиховедение (далее С) метрика, наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом С являются стихи (отсюда и название), т. е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С Логически С разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха - см. Метр) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания: так, собственная метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объем и разделение С в разных литературных традициях различны: иногда из С выпадают некоторые разделы (в античном С фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. С входит рассмотрение фигур стилистических). Некоторые вопросы, изучаемые в С, лежат на границах С и др. областей литературоведения: так, на границе С и стилистики (именно поэтического синтаксиса) лежит явление переноса, на границе С и композиции лежит явление "твердых форм" (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (например, "восходящая интонация"), и стилистики (например, "напевная интонация"), и тематики ("религиозно-дидактическая интонация" и т.п.).

  Возникновение С как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с ее непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, "классической" системой стиха (так, латинское С опиралось на понятия греческого С, а новоевропейское - на понятия латинского С). В соответствии с этим С первоначально всюду было наукой нормативной, системой "правил" и "вольностей", учившей, как "должны" писаться стихи; только с 19 в. С становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из основных методов в С является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его "константами", "доминантами" и "тенденциями"), достигается вернее всего с помощью подсчетов. При обобщении фактов С пользуется в основном сравнительным методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1) в разные периоды литературной истории, 2) в литературе разных языков, 3) в поэтическом произведении и в "естественном ритме" (или "естественной фонике") данного языка. Конечной целью С является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, ее связи со структурами языковой и образной.

  Развитие русского С неотрывно от развития русского стихосложения, первый подъем его (18 в. - работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 в. - работы А. Х. Востокова и др.) - с освоением имитаций античных и народных размеров, третий (1910-20-е гг. - работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Р. Якобсона и др.) - с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского С наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации.

  Лит. см. при ст. Стихосложение.

  М. Л. Гаспаров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 16:53:40