Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

СССР. Финансы и кредит

  Финансы и кредит (далее С)

  Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни народа и удовлетворения других потребностей социалистического общества. Их сущность определяется действием экономических законов социализма, социалистической системой хозяйства, базирующейся на общественной собственности на средства производства; природой и функциями Советского государства и закономерностями его развития.

  Основные функции финансов СССР: распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в интересах планомерного развития общественного производства; экономический контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономическим инструментом социалистической экономической интеграции, укрепления дружеств. связей с развивающимися государствами, расширения взаимовыгодных экономических, научно-технических и культурных связей с капиталистическими странами. На всех этапах социалистического строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производительных сил, в становлении и совершенствовании социалистических производств. отношений.

  Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюционной России отражали антагонистические противоречия ее хозяйственной системы: они служили средством дополнительной эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финансовая политика царского самодержавия, а затем Временного буржуазного правительства сдерживала развитие производительных сил России, усиливала ее технико-экономическую отсталость и зависимость от иностранного капитала, оказывала разрушительное воздействие на экономику страны, 1-я мировая война 1914—18 резко обострила внешние и внутренние противоречия России и показала непрочность ее финансовой системы: в 1916 бюджетный дефицит составил свыше 75% объема бюджета и покрывался главным образом выпуском бумажных денег; стремительно рос государственный долг (с 8,8 млрд. руб. на 1 января 1914 до 60 млрд. руб. к концу 1917); денежное обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к концу 1917 до 7 коп.

  С победой Октябрьской революции 1917 началось становление советской финансовой системы. Финансовые мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономической силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой государственной машины и создание советского государственного аппарата, освобождение страны от иностранной финансово-экономической зависимости. Советская власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюционные займы, ввела государственное социальное обеспечение трудящихся, государственную монополию страхового дела. Финансовая программа, разработанная Коммунистической партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учета и контроля над производством и распределением продуктов. Был создан новый  финансово-кредитный аппарат — Народный комиссариат финансов, Народный банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20. В эти годы сократились государственные доходы, резко возросло значение денежной эмиссии, введена продразверстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках государства и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.

  С переходом к новой экономической политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразверстка была заменена продналогом; в 1922—24 проведена денежная реформа; на основе обеспечения создана устойчивая советская валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. Важное значение для укрепления финансов имел перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчет. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доходы государства начали поступать главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали основной формой доходов бюджета; в 1934 они составили свыше 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%. Важным источником доходов государственного бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.

  В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего государственный бюджет использовались в качестве одного из главных рычагов ограничения и вытеснения капиталистических элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистических государственных и кооперативных предприятий, развития производительных сил и укрепления социалистических производственных отношений. Важную роль сыграли финансы и их центральное звено — Государственный бюджет СССР в восстановлении народного хозяйства, в проведении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской национальной политики. Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов государственного бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистического хозяйства, расходы — направляться на развитие народного хозяйства, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоенных пятилеток (1929—1940) на развитие народного хозяйства из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия — 22,7 млрд. (25%), на оборону — 17,1 млрд. руб. (около 19%).

  Великая Отечественная война 1941—45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причиненных народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. руб. Поступления военного налога (введен в 1942) составили 7,2 млрд. руб. Значительные средства были получены путем реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.

  После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчета, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на основу и установлено его содержание в 0,222168 г чистого Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10. Одновременно было повышено содержание советского рубля до 0,987412 г чистого и изменен его паритет к иностранным валютам.

  Начавшийся в 1965 перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведенных на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.

  В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистического строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.

  Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы.

  Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов социалистического общества.

  Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчета. Финансовые отношения предприятий регулируются "Положением о социалистическом государственном производственном предприятии", утвержденным Советом Министров СССР 4 октября 1965.

  С созданием в 1974 производств. объединений и всесоюзных и республиканских промышленных объединений в них образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.

  Из полученной прибыли предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета (распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций отражено в табл. 1).

  Прибыль народного хозяйства СССР (без учета чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.

  Значительно увеличились финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.

   Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного сектора составляют собственность отдельных коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроизводству в колхозах и кооперативных организациях финансируются прежде всего за счет их собственных средств. Вместе с тем государство оказывает колхозам и кооперативным организациям большую материальную, техническая и финансовая помощь. Ее масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации сельскохозяйственного производства и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в основные и оборотные фонды колхозов).

  Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Главное назначение общегосударственных финансов — образование централизованных фондов денежных средств путем распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов. Централизация фондов денежных средств в непосредственном распоряжении государства достигается главным образом через государственный бюджет, что способствует обеспечению единства финансовой политики социалистического государства.

  Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.

  Табл. 1. — Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций

Прибыль — всего

1960

1970

1975

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

27,7

100

87,4

100

111,0

100

     Из нее:













Внесено в бюджет

17,8

64,4

51,0

58

62,9

56,7

     В том числе:













плата за основные производств. фонды и оборотные средства





13,7

16

22,6

20,3

фиксированные платежи





2,6

3

2,5

2,2

взносы свободного остатка прибыли



62,1

24,1

28

30,4

27,4

отчисления от прибыли

17,2

35,6

10,0

11

6,3

5,6.

Оставлено в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций

9,9

11,9

36,4

42

48,1

43,3

      В том числе:













направлено на капитальные вложения и формирование основного стада (в совхозах)

3,3



11,4

13

10,8

9,7

отчислено в фонды экономического стимулирования

1,5

5,4

12,5

15

19,0

17,1

направлено на финансирование оборотных средств

3,5

12,6

4,3

5

5,5

4,9

  Государственный бюджет выполняет координирующую роль в единой системе советских финансов. По мере развития социалистической экономики, усиления ее планомерности и расширения хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве (см. табл. 2).

  Табл. 2. — Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведенном национальном доходе

Государственный бюджет СССР (доходы), млрд. руб.

1960

1965

1970

1975

77,1

102,3

156,7

218,8

Удельный вес в произведенном национальном доходе, %

53,2

52,9

54,1

60,4

  Государственный бюджет органически связан с народно-хозяйственным планом и другими финансовыми планами и утверждается высшими органами государственной власти как закон. Государство через государственный бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями народного хозяйства, республиками и экономическими районами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях общественного производства.

  Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путем систематических проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.

  Социалистическое государство получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объема доходов бюджета) за счет доходов и накоплений социалистического хозяйства. Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путем уплаты налогов. Данные о составе и структуре доходов Государственного бюджета СССР см. в табл. 3.

  Решающая часть аккумулируемых государственным бюджетом ресурсов направляется на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Государственного бюджета СССР приведены в табл. 4.

  Государственный бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Основные начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и государственный бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют республиканские и местные бюджеты (бюджеты автономных советских социалистических республик, краев, областей, районов, городов, поселков и сельские бюджеты). Всего государственный бюджет СССР объединяет около 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5.

  Табл. 3. — Доходы Государственного бюджета СССР

Доходы — всего

8-я пятилет-
ка (1966-1970)

В том числе 1970

9-я пятилет-ка (1971-1975)

В том числе 1975

8-я пятилет-
ка (1966-1970)

В том числе 1970

9-я пятилет-ка (1971-1975)

В том числе 1975

млрд. руб.

%

651,0

156,7

948,9

218,8

100,0

100,0

100,0

100,0

    В том числе:

















Поступления от социалистического хозяйства

593,8

142,9

863,5

199,1

91,2

91,2

91,0

91,0

    из них:

















налог с оборота

214,1

49,4

299,3

66,6

32,9

31,5

31,5

30,4

платежи из прибыли

227,7

54,2

309,8

69,7

35,0

34,6

32,6

31,9

средства государственного социального страхования

35,5

8,2

49,8

11,3

5,5

5,2

5,2

5,2

подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий общественных организаций

5,9

1,2

7,2

1,5

0,9

0,8

0,8

0,7

Поступления средств от населения

57,2

13,8

85,4

19,7

8,8

8,8

9,0

9,0

из них государственные налоги

52,6

12,7

79,8

18,4

8,1

8,1

8,4

8,4

 

  Табл. 4 — Расходы Государственного бюджета СССР

Расходы — всего

8-я пятилет-
ка (1966-1970)

В том числе 1970

9-я пятилет-
ка (1971-1975)

В том числе 1975

8-я пятилет-
ка (1966-1970)

В том числе 1970

9-я пятилет-
ка (1971-1975)

В том числе 1975

млрд. руб.

%

642,5

154,6

933,2

214,5

100

100

100

100

В том числе:

На народное хозяйство

293,6

74,5

467,1

110,7

45,7

48,3

50,0

51,6
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 03:08:47