Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

СССР. Охрана природы

Охрана природы (далее С)

  С в СССР включает систему государственных и общественных мероприятий (биотехнических, технологических, экономических и административно-правовых), дающих возможность поддерживать продуктивность и привлекательность природы; сохранять природные условия, нужные для обеспечения народного хозяйства сырьем и энергией. С необходима и как важное условие обеспечения отдыха и здоровья народа; она помогает сохранять типичные природные комплексы, достопримечательные объекты живой и неживой природы. Основу охраны природы в СССР составляет социалистическая собственность на землю и ее ресурсы. С входит составной частью в рациональное природопользование.

  Правовые вопросы охраны природы в СССР. Задачи и формы охраны природы существенно менялись на различных этапах развития общества, т. к. с эволюцией технологии и экономики природопользования менялись относительные оценки достоинств природных условий и ресурсов и возрастала угроза природе со стороны человека. Стремление охранять природу было свойственно народному сознанию задолго до появления административно-юридических форм ее охраны. Первые законодательные ограничения природопользования появились в Киевской Руси в 11 в. В "Русской правде" Ярослава Мудрого говорилось об ограничении промысла диких зверей и птиц. В 14—15 вв. специальным объектом государственной охраны стали лесные засеки в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, имевшие важное оборонное значение. В 16 в. своды законов Великого княжества Литовского содержали лесо-, рыбо- и охотохозяйственные нормы. В середине 17 в. в России было издано 67 указов об охоте, созданы первые заповедники (Кунцевский, Семь Островов), взяты под охрану соболиные угодья вдоль ряда рек. В 1683 были запрещены рубки и в соболиных угодьях Сибири. Количество природоохранных актов значительно увеличилось при Петре . По его инициативе началось организованное лесоводство, защита водоохранных лесов, охрана некоторых видов деревьев. В 1888 с ростом угрозы обезлесения Европейской части России было издано положение о сбережении и охране лесов; оно, как и закон об охоте (1892), отражало стремление регулировать соответствующие промыслы, интенсивное развитие которых в условиях ускорившегося прогресса техники стало угрожать сохранности и восстановительным способностям природы.

  В начале 20 в. идеи охраны природы начала пропагандировать научная общественность России. В 1909 образована Природоохранительная комиссия (с 1912 — Постоянная природоохранительная комиссия) при Русском географическом обществе; в 1916 по ее инициативе был принят первый в России закон о заповедниках. Однако эти законодательные акты оказались явно недостаточными, и стихийное развитие капиталистического хозяйства принесло природе России, особенно в ее Европейской части, значительный, местами необратимый ущерб.

  Победа Октябрьской революции 1917 ознаменовала начало качественно нового этапа в деле охраны природы. За первые пять лет существования Советского государства было издано более 200 декретов и постановлений, касающихся охраны природы и общих проблем природопользования. Большинство этих документов было разработано по указаниям В. И. Ленина, а часть их и подписана им. Основополагающим законодательным актом был принятый 2-м Всероссийским съездом Советов (1917) Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю; он создал принципиально новые возможности для организации охраны природы. За ним последовали декрет ВЦИК "Основной закон о лесах" (27 мая 1918); декреты СНК РСФСР "О лечебных местностях общегосударственного значения" (4 апреля 1919) и др. Эти декреты, обеспечивавшие рациональное пользование отдельными природными ресурсами, были дополнены декретом СНК РСФСР от 16 сентября 1921 "Об охране памятников природы, садов и парков", которым было определено, что "...значительные по площади участки природы, замечательные своими памятниками, объявляются заповедниками и национальными парками". Руководство делом охраны природы возлагалось на Наркомпрос, как ведомство, не заинтересованное в эксплуатации природных богатств.

  Все эти документы заложили единую систему принципов социалистического природопользования, на основе которой в дальнейшем развилось природоохранное законодательство. Его важной составной частью стали развернутые ведомственные положения и инструкции — водоохранные, лесоохранные, почвозащитные, санитарно-гигиенические, охотничьи и т. п. Для координации деятельности отдельных наркоматов и ведомств по использованию природных условий и ресурсов был создан междуведомственный Государственный комитет по охране природы. Действовали также местные междуведомственные комиссии при губернских исполкомах Советов. Государственный комитет по охране природы руководил всеми природоохранными мероприятиями, рекомендуя способы предотвращения перепромысла (т. е. чрезмерных вырубок леса, добычи рыбы, пушнины и т. д.), выявлял объекты, заслуживающие охраны.

  В 1924 было организовано Всероссийское общество охраны природы (позднее такие общества возникли в других союзных республиках). В 1933 состоялся 1-й Всесоюзный съезд по охране природы. В его решениях, касающихся преимущественно ресурсов живой природы, указывалось, что задачи охраны природы включают в себя также борьбу против разрушительного и бесхозяйственного использования ее ресурсов, содействие их восстановлению и умножению.

  В соответствии с задачами народного хозяйства постановлением ВЦИК и СНК СССР от 20 июня 1930 Государственный комитет по охране природы был реорганизован в Междуведомственный государственный комитет содействия развитию и охране природных богатств при Наркомпросе РСФСР. Центр тяжести его деятельности переносился на рациональное использование и умножение природных богатств. 20 сентября 1933 Междуведомственный комитет был реорганизован в Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК (с 1938 — в ведении СНК РСФСР), а затем (в 1939) в Главное управление по заповедникам при СНК РСФСР (такие управления были созданы и при СНК других союзных республик), на которое, помимо руководства заповедниками, возлагались также обязанности контроля различных ведомств и проведение мероприятий, связанных с рациональным использованием ценных объектов главным образом живой природы. Однако эти мероприятия имели прежде всего биологическую направленность, мало затрагивая другие аспекты природоохранных работ.

  Новый уровень развития охраны природы связан с развернувшимся с конца 50-х гг. обновлением и расширением природоохранного законодательства. В 1957—63 во всех союзных республиках были приняты Законы об охране природы, особенность которых заключалась в сосредоточении внимания не только на проблемах живой природы, но и на всем комплексе природных условий и ресурсов с учетом их взаимной связи, на задачах охраны не только консервируемой природы (изымаемой из хозяйственного пользования), но, прежде всего, используемой природы, а также на необходимости обеспечения расширенного воспроизводства природных ресурсов.

  В конце 60-х гг. начался новый этап развития, связанный с разработкой Основ общесоюзного законодательства в области охраны и использования ресурсов и условий разных сторон природы. Были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения (1969) (охрана воздуха, питьевой воды и т. п.), Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (1970), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975).

  Природопользование в СССР ведется с учетом множественности значений природных ресурсов, среди которых различаются ресурсы, расходуемые в ходе добычи, использования и переработки, и ресурсы среды, имеющие почвозащитное, водоохранное и т. п. значения. Совет Министров СССР и Советы Министров союзных республик издали целый ряд постановлений, регламентирующих отраслевые или региональные аспекты охраны природы и определяющих долгосрочные программы природоохранных мероприятий: "О мерах по прекращению загрязнения рек Волги и Дона" (31 декабря 1964), "О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря" (23 сентября 1968), "О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал" (21 января 1969), "О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами" (март 1972) и др. Наиболее полно решают проблему охраны природы постановление Верховного Совета СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов", принятое в сентябре 1972, и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" (декабрь 1972). С и рациональное использование ее ресурсов становится на современном этапе развития народного хозяйства и научно-технического прогресса одной из важнейших государственных задач.

  Эффективную защиту окружающей среды призваны обеспечить: комплексное использование природных ресурсов, внедрение технологических процессов, исключающих вредные отходы, применение биологических средств очищения водоемов и борьбы с сельскохозяйственными вредителями, лесонасаждение и мелиорация. Необходимы также научные прогнозы возможных последствий проектируемого природопользования, разработка мероприятий, предотвращающих вредные воздействия на природу, а также совершенствование планирования, так как намечаемые природоохранные меры входят (с 1974) составной частью в перспективные и годовые планы развития народного хозяйства по всем министерствам, ведомствам и по стране в целом. С должна осуществляться с не меньшей технической вооруженностью, чем ее эксплуатация; для защиты окружающей среды создается мощная техническая база, опирающаяся на новейшие достижения науки. Внедряются малоотходные и безотходные производства, замкнутые технологические циклы, расширяется производство синтетических заменителей природных материалов, упорядочивается планирование и расширяется производство оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры для очистных сооружений .

  Учет природных ресурсов в СССР обеспечивается системой кадастров (см. Земельный кадастр, Водный кадастр), а также государственной оценкой запасов и добычи полезных ископаемых. Для охраны редких и исчезающих животных и растений Министерством сельского хозяйства СССР 16 октября 1974 учреждена "Красная книга СССР".

  В осуществлении охраны природы в СССР есть большие достижения. Четкое и разностороннее природоохранное законодательство, высокая общественная сознательность и активность народа помогают сохранять природу в целом продуктивной и привлекательной, способной и впредь обеспечивать растущие потребности населения и хозяйства в сырье, энергии, воде и пище. Однако наряду с успехами охране природы свойственны и некоторые недостатки. В частности, определенный ущерб природе на территории СССР был нанесен по необходимости в прошлом (например, в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы). Ущерб наносился также и в результате недочетов и ошибок в планировании. Существуют факты бесхозяйственного и даже хищнического отношения к природе (браконьерство и др.). Значительная часть этих явлений — результат недостаточного использования возможностей, которыми располагает социалистический строй для охраны природы.

  Охрана отдельных компонентов природы и природных ресурсов. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения и республиканские законы об охране природы предусматривают меры по охране воздуха. Воздух охраняется как среда обитания населения и всех наземных организмов, как условие здоровья людей, как вещество, участвующее в технологических процессах производства (загрязненный и механическими примесями воздух может быть непригодным для применения в технике). В задачи охраны воздуха входит и защита органического мира от влияния вредных и механических примесей в атмосфере. Для предотвращения загрязнения воздуха дымом, пылью, газами и другими примесями в промышленности и коммунальном хозяйстве используются очистные устройства, технология производства совершенствуется в сторону максимального сокращения или обезвреживания отходов. Предприятия, загрязняющие атмосферу, выносятся за пределы населенных пунктов, осуществляется перевод промышленности и транспорта на малоотходное топливо и бестопливную энергетику. Улучшению качества воздушной среды благоприятствует озеленение населенных пунктов и дорог, развитие пригородных зеленых зон. Санитарно-гигиенические нормы предусматривают предельно допустимые концентрации вредных газов и других вредных примесей в атмосфере. Санитарный надзор налагает санкции на виновных в загрязнении атмосферы, вплоть до запрещения или приостановления деятельности предприятий, загрязняющих воздух. См. также Воздух, Воздушный бассейн, Газов очистка, Очистка воздуха, Санитарная охрана воздушного бассейна.

  Охрана вод предусматривается Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и специальными статьями республиканских законов об охране природы (см. Водный фонд государственный).

  Поверхностные воды подлежат регулированию режима и охране от загрязнения, засорения, истощения как ресурсы водоснабжения населения и народного хозяйства, источники энергии, транспортные пути, места произрастания водной растительности, обитания рыбы и других водных животных, охотничьи угодья, места отдыха и туризма, лечебные ресурсы (см. Водопользование). Мероприятия по охране вод и их рациональному использованию опираются на изучение водохозяйственного баланса. Водопользователи должны заботиться об экономном расходовании воды, о восстановлении ее ресурсов и улучшении ее качества. Для этого проводится комплекс технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических, санитарных и других мероприятий. Запрещен ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов, не имеющих очистных устройств. Принимаются специальные меры по предотвращению загрязнения вод смывом удобрений и ядохимикатов с сельскохозяйственных угодий. Прекращению сброса сточных вод способствует совершенствование технологии производства (применение безводных технологических процессов, оборотное водоснабжение и т. п.). Охране вод от истощения содействуют мероприятия по регулированию и поддержанию благоприятного режима водоемов и рек — установление водоохранных зон, гидротехнические, мелиоративные и другие мероприятия. При эксплуатации водохранилищ и водозаборных сооружений соблюдаются режимы наполнения и сработки уровня емкостей с учетом интересов остальных водопользователей.

  Особое внимание уделяется охране морей и озер, прежде всего таких, как Каспийское, Черное и Азовское, Байкал. Предмет заботы здесь — поддержание не только чистоты их воды и биологической продуктивности, но и объема водной массы. Поддержание уровня Каспийского, Аральского морей и озера Балхаш связано с решением более широких и комплексных народно-хозяйственных проблем, включающих регулирование стока, питающего эти водоемы, вплоть до применения межбассейновых перебросок воды.

  Большое место в бассейнах Черного и Азовского морей занимают работы по ликвидации сброса бытовых и промышленных стоков в эти водоемы. В задачи охраны Азовского моря входят, кроме того, мероприятия по предотвращению дальнейшего повышения его солености и восстановлению рыбной продуктивности. С морей осуществляется в СССР как составная часть глобальной системы охраны Мирового океана и поэтому в значительной мере решается в порядке международного сотрудничества. Мероприятия по охране морей затрагивают не только объекты, находящиеся непосредственно в море, но и прибрежные территории, влияющие на морские водоемы.

  Подземные воды являются составной частью единого государственного водного фонда и одним из компонентов недр, поэтому их охрана предусмотрена Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, а также республиканским законодательством. Подземные воды охраняются как источник хозяйственного и питьевого водоснабжения прежде всего от загрязнения ( бактериального, теплового) и от нерационального использования запасов (например, в самоизливающихся скважинах). Наиболее опасно загрязнение, способное распространяться на значительные расстояния и действовать долгое время. Охране подземных вод содействует система профилактических мероприятий, в том числе размещение и оборудование предприятий с расчетом предотвращения их вредных воздействий на подземные воды, предупреждение загрязнений поверхностных вод и воздуха, изоляция стоков, санитарная охрана водозаборов, создание водоохранных зон в районах формирования и интенсивного использования подземных вод и др. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения подразделяются на локализационные (ограничивающие продвижение загрязнений по водоносному пласту) и восстановительные (откачка загрязненных вод, промывка чистой водой и специальными растворами). Борьба с имеющимся загрязнением реально осуществима лишь при небольших размерах его очагов, требует значительных средств и длительного времени.

  Охрана недр обеспечивается Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и включает комплексное геологическое их изучение, соблюдение установленного порядка их использования с целью рационального извлечения запасов полезных ископаемых и сохранения промышленной ценности месторождений, а также для нужд, не связанных с разработкой месторождений (сохранение выработок и сооружений в недрах; предотвращение загрязнения недр при устройстве подземных емкостей и захоронении промышленных стоков; сохранение участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность и др.).

  Задачи охраны недр отличаются от задач охраны других систем биосферы, поскольку недра не обладают способностью к воспроизводству. Поэтому основное внимание уделяется рациональному использованию месторождений полезных ископаемых, которое предусматривает: сокращение количественных и качественных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке; комплексное использование минерального сырья; разработку эффективной технологии добычи и переработки бедных и забалансовых руд; утилизацию отходов производства и вмещающих пород.

  Наиболее полное извлечение запасов достигается при открытом способе разработки месторождений. Для уменьшения потерь полезных ископаемых при подземной добыче применяют системы разработки с закладкой выработанного пространства. Бедные забалансовые руды могут быть добыты с помощью геотехнологических методов (т. е. через скважины, пробуренные с поверхности). Для улучшения использования запасов полезных ископаемых применяются материальное стимулирование за полноту и качество извлечения, санкции за сверхнормативные потери и т. п. Охрана недр предусматривает также предотвращение вредного влияния подземных выработок на природный ландшафт (провалы и т.п.). Подлежат охране классические и опорные геологические обнажения, геологические, минералогические, палеонтологические и другие памятники природы, имеющие научное и культурно-эстетическое значение.

  Охрана земель, в том числе почвенного покрова, обеспечивается Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также республиканскими кодексами и законодательством (см. Земельное право, Земельный кодекс).

  В СССР законом охраняются все земли, составляющие Земельный фонд СССР. На землепользователей возлагается обязанность проводить необходимые в местных условиях агротехнические, мелиоративные и гидротехнические мероприятия, направленные на сохранение почвенного покрова, на повышение плодородия почв; с этой целью внедряются эффективные системы земледелия, севооборотов, развиваются орошение, обводнение и осушение земель, ведутся работы, предотвращающие их водную и ветровую эрозию, заболачивание и засоление. Осуществляются полезащитное лесоразведение, закрепление песков и оврагов и пр.

  Особое внимание обращается на приведение земельных участков, нарушаемых при пользовании недрами, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном и рыбном хозяйствах или по иному назначению (например, для отдыха населения; см. Рекультивация ландшафта).

  Охрана растительного мира включает охрану лесов и другой естественной растительности, а также лесопарковых защитных поясов, пригородных зеленых зон и зеленых насаждений в населенных пунктах. Охрана растительного мира опирается на республиканские законы об охране природы (см. Лесное законодательство).

  Лес — не только источник древесины, но и важная часть окружающей среды, обладающая "невесомыми полезностями" (водоохранное, почво- и полезащитное, оздоровительное и другое значение), и место обитания многих диких животных. Для поддержания продуктивности лесов и сохранения их полезности производится регулирование лесопользования (см. Лесное хозяйство, Лесные ресурсы). Законодательством запрещены рубки (кроме мер ухода) в лесах почво-, полезащитного, водоохранного и водорегулирующего значения, в лесах на берегах нерестовых водоемов и водотоков, сплошные рубки в горных лесах и способы вывозки леса, вредящие лесным почвам и подросту и т. д. По режиму рубок леса подразделяются на 3 группы: леса зеленых зон городов, курортов, защитные полосы вдоль рек и транспортных путей, где разрешены только санитарные рубки; леса густо населенных областей Европейской части СССР и некоторых областей Сибири, где рубки разрешены с ограничениями; леса лесоизбыточных районов с отдельными частными ограничениями рубок. Планирование лесного хозяйства и заготовок леса ведется с учетом необходимости сбережения и восстановления лесов. Для прекращения перерубов на территориях, где лесной покров значительно сокращен, все шире практикуется перенос лесозаготовок в богатые лесом районы.

  Помимо лесов, сохраняются и другие типы естественной растительности, важные в качестве кормовой базы для домашних и диких животных; как источник пищевых продуктов и технического, в том числе лекарственного, сырья и т. п. Естественный растительный покров закрепляет и обогащает почвы, влияет как часть природной среды на климат и водный режим. Охраняются не только отдельные редкие и исчезающие виды растений, но и растительный генофонд в целом в качестве резерва видов для будущего введения в культуру, работ в области селекции. Использование нелесной естественной растительности также подлежит регулированию в целях поддержания и увеличения ее продуктивности. При эксплуатации пастбищ учитываются сроки развития травостоя, планируются очередность и регулярность их стравливания.

  Охрана животного мира опирается на республиканские законы об охране природы и ряд постановлений, в том числе постановления Совета Министров СССР "О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйствах (11 мая 1959), "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР" (15 сентября 1958) и утвержденное тогда же "Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР", а также постановление Совета Министров РСФСР "О мерах охраны животных Арктики" (21 ноября 1956). См. Охотничий фонд государственный, Охотничье хозяйство.

  Охраняются прежде всего дикие животные, используемые для охоты, зверобойного, рыболовного и других промыслов, животные, которые важны как истребители вредных животных и кормовая база для промысловых и других полезных животных. Для науки драгоценны охраняемые редкие и исчезающие виды животных и фаунистический генофонд в целом.

  Законодательство требует строгого соблюдения установленных правил охоты и рыболовства, содействия улучшению условий существования и воспроизводства животных; регулирования использования промысловых запасов фауны и поддержания возможностей ее воспроизводства. Запрещено истребление непромысловых диких животных, не приносящих вреда хозяйству и здоровью населения. Охрана животного мира не исключает борьбы с вредными животными, но многие хищники сами подлежат охране как естественные регуляторы экологического равновесия. Охрана животного мира позволила восстановить поголовье и обеспечить расселение многих животных, уже становившихся редкими (лось, бобр) и исчезающими (сайгак, зубр), а также увеличить поголовье и промысловое значение ценных пушных зверей (морской котик и соболь).

  Охраняемые природные территории охватывают характерные или уникальные образцы природных условий ландшафтных зон и регионов, ценные в научном, культурно-познавательном, историко-мемориальном, эстетическом, оздоровительном отношениях, а также редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы, объекты туризма и экскурсий. Особой охраной обеспечены заповедники, которые служат своего рода лабораториями для изучения хода естественно протекающих в природе процессов.

  Кроме заповедников, к охраняемым природным территориям относятся заказники, урочища, памятники природы, национальные, природные и памятные (природно-исторические) парки, зоны отдыха, охранные зоны вдоль популярных туристских маршрутов.

  С ростом туризма возникла задача защиты природных ландшафтов от перегрузок, а также от тенденций к урбанизации. Поддержание сохранности и привлекательности ландшафта стимулируется экономическими и культурно-воспитательными интересами развития самого туризма как отрасли хозяйства и культуры. В 1975 в СССР действовало 104 заповедника и 3 национальных парка.

  Региональные особенности охраны природы в СССР. Обширность территории и акваторий страны, ее положение в различных географических поясах (арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом) и многочисленных природных зонах в сочетании с множеством азональных причин,  создает большое разнообразие типов природного ландшафта и природных ресурсов, а вместе с тем и значительные различия в динамике развития, продуктивности и уязвимости природы от места к месту. Этим определяется и разнообразие проблем и методов охраны природы в различных зональных условиях. Помимо общих задач охраны природы, имеются специфические задачи, связанные с зональными и локальными особенностями.

  В тундре и лесотундре с их суровыми климатическими условиями, близкими к экстремальным для живых организмов (краткость вегетационного периода, низкие температуры; сильные ветры, мерзлые грунты), очень уязвим, прежде всего, органический мир. Медленный рост и созревание организмов затрудняют восстановление флоры и фауны в случаях их истребления. Особенно длительного времени для своего восстановления требуют тундры, выгоревшие при пожарах — т. н. пирогенные. Мерзлые и заболоченные грунты необратимо деформируются в результате движения гусеничного транспорта. Прокладка наземных трубопроводов пересекает пути миграций стад северного оленя. Задачи охраны природы здесь связаны прежде всего с защитой поверхности от бездорожного движения транспорта, с ограничениями или запретом рубок в лесотундре и на северной границе лесов, с защитой древостоев, кустарников, мхов и лишайников от пожаров, с охраной оленьих пастбищ от перевыпаса, поддержанием естественных путей миграций диких животных и т. д. Особую проблему составляет "защита мерзлоты" от уничтожающих или ослабляющих ее тепловых воздействий и других нарушений свойственного ей термодинамического равновесия, так как мерзлые грунты служат фундаментом для зданий, основанием дорог, а также для сооружения в них подземных хранилищ.

  В лесной зоне основные задачи защиты природы связаны с лесоохранными мероприятиями. Особые проблемы противохимической защиты природы возникают при неумелом применении ядохимикатов для борьбы с вредителями леса и гнусом. Охрана лесов направлена в этом случае на недопущение попутной гибели птиц, полезных насекомых, на предотвращение отравления почв. Обширные площади болот, свойственных лесной зоне, служат объектами мелиорации, главным образом осушения, однако приходится предотвращать сплошное осушение болот, поскольку оно ведет к переосушке территорий, подрывает постоянство питания рек заключенными в болотах запасами влаги, обесценивает охотничьи и ягодные угодья.

  В лесостепной и степной зонах особое место занимает борьба с водной и ветровой эрозией, с пыльными бурями, с засолением почв, поддержание полезащитных лесонасаждений. Специальной охраны заслуживают островные и галерейные участки леса на южных границах его распространения, а также уцелевшие среди распаханных полей участки исходной (предшествующей) степной растительности.

  В полупустынях и пустынях умеренного и субтропического поясов важную роль играет борьба с развеванием закрепленных песков, поддержание пескозащитных и ветрозащитных насаждений, предотвращение вторичного засоления почв и грунтов, перегрузки пастбищ, которые в экстремальных условиях недостатка влаги в пустынях особенно уязвимы.

  В горных ландшафтах, которым свойственна высотная поясность, задачи охраны природы связаны с необходимостью поддерживать почвозащитную роль растительного покрова, уничтожение которого на крутых склонах вызывает эрозию почв и грунтов, приводит к их смыву и к необратимым искажениям рельефа вплоть до превращения его в дурные земли (см. Бедленд). Природоохранную роль играют в горах и противолавинные мероприятия, защищающие от лавин не только людей, дороги и населенные пункты, но также леса и животный мир на лавинных трассах.

  Специфические особенности охраны природы свойственны азональным и интразональным ландшафтам — пещерам, районам древнего и современного вулканизма, причудливым формам выветривания и т. п. Обычный режим их охраны — заповедный, как памятников природы (Кунгурская и Новоафонская пещеры, Долина гейзеров на Камчатке, Красноярские Столбы и др.).

  Государственные и общественные учреждения. Функции охраны природы в СССР осуществляют специализированные органы общегосударственного управления: Госплан СССР (в составе которого имеется Отдел охраны природы), Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (в его составе действует Междуведомственный научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов), Министерство сельского хозяйства СССР (в нем действует Главное управление по охране природы, охотничьему хозяйству и заповедникам — Главприрода СССР). Более узкие функции, осуществляя охрану только отдельных компонентов природы, имеют некоторые министерства и государственные комитеты (Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство геологии СССР, Госгортехнадзор СССР, Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР, Министерство рыбного хозяйства СССР, Министерство здравоохранения СССР, Главное управление гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и др.). Специализированные комплексные и отраслевые комитеты, комиссии имеются в союзных республиках. Постоянные комиссии по охране природы существуют при обеих палатах Верховного Совета СССР.

  Научно-исследовательскую работу в области охраны природы проводят многие научно-исследовательские учреждения АН СССР, ВАСХНИЛ, Гидрометеорологические службы министерств и ведомств, заповедники, а также университеты и другие вузы. Основы охраны природы включены в учебные программы средних школ, многих техникумов, университетов и других вузов (прежде всего, связанных с проблемами природопользования по своему профилю). В природоохранном воспитании масс значительна роль добровольных Обществ охраны природы, Географического общества СССР, Всесоюзного общества "Знание" и др. СССР активно участвует в международном сотрудничестве в области охраны природы (см. С).

  Ю. К. Ефремов (раздел Охрана недр при участии М. Е. Певзнера и П. В. Вилюнова).



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 16:50:19