| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Среднее специальное образование |  | Среднее специальное образование (далее С) одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенной квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки, — техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др. Для ряда специальностей С — высшая ступень профессиональной подготовки (артист балета, цирка, некоторые художественные специальности). 
 С как самостоятельная ступень профессионального и общего образования сформировалось (в принятом в СССР и ряде др. стран значении этого термина) в 1-й половине 20 в., хотя отдельные средние специальные учебные заведения (технические, медицинские, педагогические, коммерческие, искусства и др.) появились уже в начале 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. средней квалификации (об истории развития и содержании различных отраслей С см. в статьях об отраслях специального образования, например Горное образование, Сельскохозяйственное образование; о современном С в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.).
 
 В СССР и ряде др. социалистических стран С — органическая часть системы народного образования, один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования.
 
 В СССР С складывается из общего среднего образования, полученного учащимися в средней общеобразовательной школе или получаемого окончившими 8 классов школы в средних специальных учебных заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности.
 
 В СССР С осуществляется более чем по 450 различным специальностям, объединенным в отраслевые группы: геологические, горные, энергетические, металлургические, машиностроительные, приборостроительные, электротехнические, радиотехнические, лесотехнические,  строительные, геодезические и картографические, гидрометеорологические, с.-х., транспортные, полиграфические, технологии пищевых продуктов, технологии товаров широкого потребления, торговые, планово-экономические, финансово-статистические, юридические, медицинские, физической культуры, педагогические, библиотечные, музыкальные, театральные, художественные. Особая отрасль С — военное образование (см. также Военно-учебные заведения).
 
 Основные типы учебных заведений в системе С — техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, индустриально-педагогические и др.) и училища (медицинские, мореходные, педагогические, музыкальные, художественные, хореографические, театральные и др.; см. отдельные статьи об отраслевых группах училищ, например Медицинские училища).
 
 Для каждой специальности установлен определенный комплекс и объем учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Учебные предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразовательный, общетехнический (общемедицинский, общепедагогический и др.) и специальный. К предметам общеобразовательного цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика,  иностранный язык и обществоведение. Общее среднее образование, получаемое учащихся средних специальных учебных заведений, по содержанию несколько отличается от того, которое дает средняя общеобразовательная школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объеме, а математика, физика, черчение — в большем; в художественных и театральных училищах сокращены программы по физике, химии и математике, но расширены по истории, литературе, биологии и др., в медицинских училищах — по биологическим,  дисциплинам. Предметы специального цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в специальный цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.
 
 Комплекс и объем учебных дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами, утверждаемыми для всей системы С Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу — от 3 до 4 лет, для выпускников средней школы — 2—3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объем обязательных учебных занятий в неделю на дневных отделениях не свыше 36 ч; на вечерних — до 16 ч; занятия с учащихся заочных отделений — главным образом в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах — до 4 недель (120—140 ч), на 3—5-м курсах — до 6 недель (200—220 ч).
 
 Занятия проводятся в группах постоянного состава (25—30 чел.). Основные организационные формы учебного процесса — урок, лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), лабораторные занятия, учебная, производственная практика, курсовые и дипломные проекты (дипломные работы). Получают распространение факультативные курсы (в училищах искусств — и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы — семинары.
 
 Учебные планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются учебно-производственные мастерские, где учащихся приобретают профессиональные навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции — инструментов, приборов, различных станков и др.). Учебные планы с.-х., геологических и ряда др. специальностей, связанных с сезонными работами, строятся т. о., что все виды практических занятий проводятся во время развертывания этих работ. По медицинским специальностям проводится периодическая практика в поликлиниках или больницах.
 
 В музыкальных и художественных училищах, а также в некоторых культурно-просветительских школах изучение теоретических дисциплин сочетается с приобретением учащихся навыков профессионального мастерства в течение всего периода обучения.
 
 Учащиеся техникумов выполняют 2—3 курсовых проекта по профилирующим предметам специального цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей — дополнительный проект по деталям машин. По многим промышленным специальностям предусматривается выполнение расчетной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний — в течение всего учебного года, экзамены — по окончании семестра, учебного года (в заочной системе — по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней — по основным, профилирующим). Заключительный этап обучения в техникумах — период дипломного проектирования, в течение которого проверяется готовность будущего специалиста к самостоятельному решению технических вопросов по избранной специальности. Выпускники педагогических, медицинских, художественных, культурно-просветительских и некоторых др. учебных заведений вместо дипломного проекта сдают государственные экзамены, защищают дипломные работы.
 
 С без отрыва от производства осуществляется по сокращенному перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству медицинских и художественных специальностей, вечерняя — по с.-х., геологическим, гидрометеорологическим, геодезическим и некоторым др. специальностям. Все виды практики учащихся вечерних и заочных техникумов, училищ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности (см. Вечернее образование, Заочное образование).
 
 Внеклассная работа (общественно-политическая, образовательная, по техническому творчеству, спортивная, занятия различными видами искусства и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.
 
 В системе С работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. При ряде вузов организованы факультеты повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений (со сроком обучения до 4 мес.), в некоторых вузах (например, в Московской с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Белорус. политехническом институте, Московском кооперативном институте) — специальные педагогические факультеты, готовящие преподавателей для техникумов и училищ.
 
 Учебники и др. учебную и учебно-методическую литературу для системы С выпускают "Высшая школа", "Просвещение" и др. центр, издательства (ежегодно свыше 400 названий специальных учебников и пособий тиражом свыше 11 млн. экз.). Издается ежемесячный журнал "С".
 
 Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства (по союзным республикам и стране в целом).
 
 Прием в средние специальные учебные заведения СССР и выпуск из них по отраслевым группам учебных заведений, тыс. чел.
 
   | 
 
 | 1940
 
 | 1965
 
 | 1974
 
 |   | прием
 
 | выпуск
 
 | прием
 
 | выпуск
 
 | прием
 
 | выпуск
 
 |   | Всего:
 
 | 382,9
 
 | 236,8
 
 | 1099,7
 
 | 621,5
 
 | 1377,5
 
 | 1146,1
 
 |   | В том числе:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | промышленность и строительство
 
 | 80,2
 
 | 21,7
 
 | 445,5
 
 | 250,7
 
 | 550,5
 
 | 454,8
 
 |   | транспорт и связь
 
 | 22,9
 
 | 8,3
 
 | 88,6
 
 | 50,9
 
 | 114,8
 
 | 92,0
 
 |   | сельское хозяйство
 
 | 48,1
 
 | 21,5
 
 | 182,1
 
 | 88,1
 
 | 230,0
 
 | 175,5
 
 |   | экономика и право
 
 | 18,7
 
 | 7,2
 
 | 139,2
 
 | 81,3
 
 | 179,9
 
 | 157,2
 
 |   | здравоохранение, физическая культура и спорт
 
 | 85,5
 
 | 90,4
 
 | 119,6
 
 | 75,9
 
 | 145,3
 
 | 134,5
 
 |   | просвещение
 
 | 117,3
 
 | 85,7
 
 | 101,8
 
 | 59,7
 
 | 125,1
 
 | 107,5
 
 |   | искусство и кинематография
 
 | 10,2
 
 | 2,0
 
 | 22,9
 
 | 14,9
 
 | 31,9
 
 | 24,6
 
 |  В 1974/75 учебном году численность учащихся средних специальных учебных заведений по группам специальностей составила (тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых — 24,7; разработка месторождений полезных ископаемых — 58,8; энергетика — 198,9; металлургия — 50,6; машиностроение и приборостроение — 540,0; электромашиностроение и электроприборостроение — 141,0; радиотехника и связь — 139,0;  технология — 73,7; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги — 47,6; технология продовольственных продуктов — 163,1; технология товаров широкого потребления — 108,1; строительство — 432,4; геодезия и картография — 13,4; гидрология и метеорология — 7,1; сельское хозяйство — 633,5; транспорт — 287,9; экономика — 625,6; здравоохранение и физическая культура — 431,1; просвещение — 372,2; искусство — 125,0. Расширяется подготовка кадров без отрыва от работы на производстве: в 1940 С по вечерней системе обучения получили 2,5 тыс. чел., по заочной — 29 тыс. чел.; в 1965 соответственно 104,7 тыс. и 184 тыс., в 1974 — 133,6 тыс.. и 274,6 тыс. чел.
 
 За годы Советской власти в системе С подготовлено свыше 20 млн. специалистов.
 
 Численность специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве СССР, по специальностям, тыс. чел.
 
   | 
 
 | 1941
 
 | 1965
 
 | 1970
 
 | 1973
 
 |   | Всего специалистов
 
 | 1492
 
 | 7175
 
 | 9988
 
 | 11977
 
 |   | В том числе:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | техников
 
 | 324
 
 | 2887
 
 | 4333
 
 | 5373
 
 |   | агрономов, зоотехников и ветеринарных фельдшеров
 
 | 89
 
 | 465
 
 | 597
 
 | 698
 
 |   | плановиков и статистиков
 
 | 31
 
 | 571
 
 | 950
 
 | 1248
 
 |   | товароведов
 
 | 5
 
 | 219
 
 | 396
 
 | 520
 
 |   | юристов
 
 | 6
 
 | 16
 
 | 21
 
 | 26
 
 |   | медицинских работников (включая зубных врачей)
 
 | 393
 
 | 1454
 
 | 1862
 
 | 2125
 
 |   | педагогов, библиотечных и культурно-просветительных работников
 
 | 536
 
 | 1282
 
 | 1459
 
 | 1559
 
 |  Пути развития советской системы С определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием" (1974).
 
 В др. социалистических странах существуют государственные системы С, отвечающие национальным особенностям и требованиям народного хозяйства. В странах, где системы С близки к принятой в СССР (например, Болгария и Монголия), учащихся средних специальных учебных заведений получают общее среднее и профессиональное образование, их теоретическая подготовка органически сочетается с практической. Существенно отличается система С, принятая в ГДР. В средние специальные учебные заведения принимаются лица, окончившие среднюю школу и имеющие стаж работы на предприятии (1—2 года) или прошедшие 2—3-годичное обучение в профессиональных училищах. В Венгрии в середине 60-х гг. началась реорганизация техникумов в высшие профессиональные школы, призванные готовить младших инженеров узкопрактического профиля. С на Кубе дают главным образом технологические институты, занимающиеся по учебным планам, сходным с учебными планами советских техникумов.
 
 Организуется С в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, например, успешно работают созданные с помощью СССР нефтяной, металлургической и текстильный техникумы. В 1963 Эфиопии передан в качестве дара СССР техникум в Бахр-Даре (ныне Технический институт). В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефтяной и автодорожный техникумы. Многие представители молодежи стран Африки, Азии и Латинской Америки получают С в советских техникумах и училищах.
 
 Разнообразны системы С в капиталистических странах. Во  в технических лицеях готовятся техники и техники со званием бакалавра, имеющие юридическое право продолжать образование в высшем учебном заведении. Однако получаемые ими специальные знания недостаточно высоки, поэтому во многих лицеях есть отделения "высших техников", на которых дается хорошая теоретическая и практическая подготовка по специальности. "Высшие техники" обычно занимают младшие технические должности на производстве, в строительстве, работают техниками-конструкторами. Выпускники обычных отделений французских лицеев, получившие звание техника, как правило, принимаются фирмами на должности чертежников или квалифицированных рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифицированной работы). С во  дают также двухгодичные педагогические училища.
 
 В США С осуществляют младшие колледжи, сеть которых во многих штатах после 1960 стала быстро развиваться. В колледжи принимаются лица, имеющие общее среднее образование в объеме 12 классов, Учащиеся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего учебного заведения. Но т.к. обучение в младших колледжах платное (плата иногда достигает нескольких сот долларов в год), многие выбирают сокращенный курс с несколькими общетехническими дисциплинами, но пониженной физико-математической программой, который дает возможность окончившему получить низшую техническую должность в различных фирмах. Во многих колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести некоторые практические навыки в лабораториях и кабинетах. Лучшие младшие колледжи осуществляют обучение по большому количеству (60—100) профилирующих дисциплин. Некоторые частные фирмы организуют т. н. технические институты (например, Радиоинститут СА в Нью-Йорке, Капитолийский радиотехнический институт в Вашингтоне и др.), которые дают учащихся за высокую плату достаточную практическую подготовку по специальности, Однако учебные планы этих институтов обычно не включают общенаучные и гуманитарные дисциплины.
 
 Лит.: Кузьмин Б. А., Техникумы и училища СССР, М., 1974.
 
 Б. А. Кузьмин.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:17:13 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |