| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Среднее образование |  | Среднее образование (далее С) традиционное название основной ступени образования в системах просвещения большинства стран. Название "С" возникло в процессе дифференциации уровней образования (начальное, среднее, высшее). Наиболее четко как промежуточная ступень между начальным (элементарным) и высшим (университетским) образованием оформилось к концу средних веков в связи с прогрессом производства, науки, культуры. В 15—16 вв. сложилась система С, получившая название классического образования, с основным типом учебных заведений — гимназиями. В 18 в. наряду с классическим получило распространение реальное образование, которое давали главным образом реальные училища. В 19 — начале 20 вв. эти направления С были приняты в системах просвещения большинства стран. В дореволюционной России общее С давали прежде всего гимназии, реальные и коммерческие училища. 
 Существует общее и специальное С Общее С имеет целью вооружить учащихся систематизированными знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми для деятельности в различных областях народного хозяйства, культуры и быта, а также для получения специального образования (профессионально-технического, среднего, высшего). Общее С осуществляется в средней общеобразовательной школе, в СССР и ряде др. стран — также в профессионально-технических учебных заведениях (наряду с профессиональной подготовкой) и средних специальных учебных заведениях (как база для получения специальности).
 
 Специальное С складывается из общего С и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных навыков и умений в области определенной специальности (о развитии и содержании отраслей специального С см. в ст. Среднее специальное образование и в статьях об отраслях специального образования, например Горное образование, Медицинское образование).
 
 Содержание и задачи общего и специального С изменяются в зависимости от требований общественного производства, обусловливаются общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития народного образования и педагогической науки. В СССР и др. социалистических странах общедоступное С в органической связи с коммунистическим воспитанием направлено на всестороннее развитие личности. В капиталистических странах С носит классовый характер, проникнуто буржуазной идеологией, во многих странах малодоступно широким массам трудящихся.
 
 О состоянии и структуре С в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.
 
 Э. О. Конокотин.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:35:32 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |