Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Средневековые лады

Средневековые лады (далее С) церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения — двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно-европейского средневековья. С использовались и в многоголосной музыке Возрождения. Для обозначения С первоначально служил порядковый номер пары С, объединявшей главный автентический лад и производный плагальный, затем порядковый номер каждого из С; использовались лишь названия древнегреческих ладов, однако отнесенные уже к другим звукорядам:



  Основные категории С — финалис (конечный тон), амбитус (объем звукоряда) и (в мелодиях, связанных с псалмодированием) реперкусса (тон повторения, псалмодирования, в нотных примерах обозначен белой нотой в середине звукоряда). Каждый из С обладал своими характерными мелодическими формулами-попевками. Пример мелодии в одном из С:



  В светской и народной музыке средневековья (и Возрождения), по-видимому, существовали и др. лады, однако они игнорировались музыкальной теорией, находившейся в руках церкви. Лишь в середине 16 в. в систему С были включены еще четыре лада:



  Каждому из С приписывался свой характер выразительности.

  Ю. Н. Холопов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 17:44:40