Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Среднеазиатский экономический район

Среднеазиатский экономический район (далее С) Средняя Азия, один из крупных экономических районов СССР. Включает Узбекскую ССР, Киргизскую ССР, Таджикскую ССР и Туркменскую ССР. Площадь 1,3 млн. км2 (5,7% территории СССР). Население 22,9 млн. чел. в 1975 (9% населения СССР). О природе С см. в ст. Средняя Азия.

  Для С характерен многонациональный состав населения. По темпам естественного прироста и общего увеличения населения — 1-е место среди экономических районов СССР. Большие трудовые ресурсы способствуют развитию трудоемких отраслей промышленности. Городское население по сравнению с 1913 выросло в 6,5 раза, в 1975 на него приходилось 39% общего количества жителей. Почти 1/2 городского населения проживает в небольших городах и поселках городского типа; 5 городов с населением свыше 250 тыс. чел. (Ташкент, Фрунзе, Душанбе, Самарканд, Ашхабад).

  За годы социалистического строительства произошли коренные изменения в народный хозяйстве района: из отсталой колониальной окраины с примитивным поливным земледелием и кочевым скотоводством он превратился в один из быстроразвивающихся индустриально-аграрных районов страны. Промышленность дает около 55% валового общественного продукта и более 40% национального дохода. В 1974 по сравнению с 1913 ее продукция выросла в 70 раз.

  В общесоюзном разделении труда С выделяется прежде всего как хлопковая база страны; основное ядро экономики района составляет хлопковый межотраслевой комплекс, в состав которого входят хлопководство, отрасли, перерабатывающие его продукцию и создающие материально-технические средства для его развития. На этот комплекс приходится свыше 30% промышленной продукции. Район дает 90% хлопкового волокна, 17% растительного масла, 100% машин для хлопководства и ровничных машин, свыше 90% хлопкоочистительного оборудования, 28% прядильных машин, более 8% и фосфатных удобрений, большое количество оборудования для ирригационных и земляных работ. По производству хлопчато-бумажных тканей — на 2-м месте в СССР (после Центрального района), однако достигнутый уровень их производства еще не полностью обеспечивает потребности района. На базе использования богатых ресурсов газа, нефти и гидроэнергии быстро развивается другой межотраслевой комплекс — энергетический. По добыче газа (77,2 млрд. м3 в 1974) район занимает 1-е место в СССР (почти 30% общесоюзной добычи); крупнейшие газовые промыслы в Узбекской ССР и Туркменской ССР. Наряду с тепловыми электростанциями работают и строятся крупные ГЭС, имеющие комплексное ирригационно-энергетическое значение (Нурекская, Токтогульская). Растут энергоемкие производства цветной металлургии и органического синтеза. В цветной металлургии развиты производство (1-е и 2-е места в стране — Киргизская ССР, Таджикская ССР), меди, концентратов. Развивается промышленность (Таджикская ССР). На базе ископаемого сырья ( и сера, сульфат и т.д.) работают горнохимические предприятия (Туркменская ССР). В машиностроении, помимо продукции, обеспечивающей хлопковый комплекс, район производит электротехническое оборудование и кабельные изделия, металлорежущие станки, оборудование, мостовые краны, сеноуборочные машины. Большинство машиностроительных предприятий размещается в гг. Ташкенте и Фрунзе. Из отраслей легкой промышленности выделяются шелковая (2-е место в СССР, после Центрального района), ковровая, кожевенная, быстро растут швейная, обувная; в пищевой промышленности, кроме маслобойно-жировой, — плодоовощная и винодельческая. Основная тенденция в структуре промышленности — увеличение доли тяжелой промышленности при уменьшении роли легкой и пищевой отраслей, хотя по абсолютным показателям валовой продукции последние стоят впереди (56% против 44%). В сельском хозяйстве (включая личное подсобное хозяйство) в 1974 было 40% всего занятого населения. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась в 1973 против 1913 в 3,5 раза, 1/3 ее дает земледелие. С.-х. угодья составляют 70 млн. га (1974), из них на пашню приходится около 10%. По площади орошаемых земель район стоит на 1-м месте в стране; орошается 5,3 млн. га (вдвое больше, чем в дореволюционный период). Дополнительно по характеру рельефа и почвенного покрова может быть орошено до 12 млн. га (собственными водными ресурсами можно обеспечить только 8—8,5 млн. га) при условии резкого улучшения использования воды. Дальнейшее развитие орошаемого земледелия потребует переброски части стока рек Сибири.

  Около 2/5 посевных площадей — под техническими культурами; главная из них — хлопчатник, занимает около 60% орошаемых посевов и дает 45% продукции сельского хозяйства. По сравнению с дореволюционным периодом урожайность хлопчатника выросла в 2,5 раза, достигнув 29,5 ц/га. Валовые сборы хлопка-сырца увеличились более чем в 11 раз (7,5 млн. т в 1974, из них 5,3 млн. т в Узбекистане). Зерновые культуры (кроме риса и кукурузы) возделывают главным образом на богарных землях. На район приходится 90% общесоюзного производства хлопка-сырца, 17% риса, 22% табака. Во многих крупных долинах издавна занимаются виноградарством, садоводством, бахчеводством, овощеводством. Около 9/10 с.-х. угодий составляют пастбища. На их основе исторически сложилось второе (после хлопководства) направление специализации сельского хозяйства — овцеводческое. По поголовью овец (24,3 млн. на 1 января 1975) район занимает 2-е место в СССР (после Казахстана). В долинных районах разводят крупный рогатый скот, с древнейших времен занимаются шелководством. С дает почти 55% общесоюзного производства каракуля, 16% шерсти, 77% шелковичных коконов. В 1974 имелось 6 тыс. км дорог; все экономически развитые и густонаселенные части района соединены между собой единой ж.-д. сетью, которая обеспечивает около 80% межрайонных и межреспубликанских связей. Развивается новый вид транспорта — трубопроводный (газопроводы на Урал, в Южный Казахстан и Центр). Межрайонный обмен имеет меньшее значение в перевозках, чем по стране в целом. Наибольшее количество грузов (около 30%) идет из Казахстана ( черные металлы, зерно, и фосфатные удобрения, цемент). Восточная Сибирь — главный поставщик лесоматериалов, занимающих по весу 1-е место среди всех прибывающих грузов. В значительных количествах грузы поступают также из Западной Сибири, с Урала (нефтепродукты, прокат черных металлов) и из Закавказья. Главные грузы, вывозимые из района, — нефть, некоторые нефтепродукты и хлопковое волокно. Вывозятся также цветные и редкие металлы, хлопковое масло, шерсть, сульфат отдельные виды машин. Почти 1/3 вывоза идет по Каспийскому морю (нефтеналивным флотом и паромной переправой Красноводск — Баку), свыше 2/3 — по дороге. Район имеет отрицательный транспортный баланс: ввоз, вследствие преобладания тяжелых, массовых грузов, превышает вывоз в 1,7—1,8 раза. Развитие в каждой союзной республике Средней Азии специфических отраслей хозяйства создает основу для активных внутрирайонных связей. Доля их в ж.-д. перевозках составляет почти 2/3 по прибытию и 3/4 по отправлению. Во внутриреспубликанских связях, особенно в горных районах, главную роль играет автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием 55,7 тыс. км (1975). Внутренние различия. В пределах С выделяются 3 части: долинно-предгорная зона, где сконцентрирована основная часть населения, все крупные города, интенсивное сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность; горная — животноводство и горнорудная промышленность; пустынная — каракулеводство, газовая и нефтяная промышленность.

  Лит.: Средняя Азия. Экономико-географическая характеристика и проблемы развития хозяйства, М., 1969; С, М., 1972.

  В. Ф. Павленко.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 13:02:28