| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Справедливость |  | Справедливость (далее С) понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С - категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. 
 Первое в истории общественного сознания понимание С было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя: С - это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание С имело негативный смысл - требование наказания за нарушение общей нормы; одним из его практических выражений был институт родовой мести. Более сложное, позитивное понимание С, включающее наделение людей благами, возникает в период выделения отдельных индивидов из рода. Первоначально оно означает главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности и общественного неравенства С начинают отличать от равенства, включая в нее и различие в положении людей сообразно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С на уравнительную и распределительную; особым видом С он считает случай воздаяния, которое должно исходить из принципа пропорциональности. В дальнейшем это разграничение С равенства и пропорциональности (по достоинству) сохраняется во всей истории классового общества. Наряду с понятием С, отразившем в себе структуру существующих классовых отношений, в народном сознании всегда развивались идеи С, выражающие протест против эксплуатации и неравенства, а также национального угнетения.
 
 С точки зрения марксизма, понятие С всегда имеет исторический характер, обусловлено условиями жизни людей (классов). Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали, что оценка социальной действительности с точки зрения понятия С "...в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 153). Справедливыми можно назвать общественного отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют исторической необходимости в практической возможности создания условий жизни человека, отвечающих данной исторической эпохе.
 
 Социалистическое понимание С включает равенство людей по отношению к средствам производства, их реальных политических и юридических прав. Вместе с тем при социализме еще сохраняются различия в характере (квалификации) труда, в распределении предметов потребления. "Маркс, - писал В. И. Ленин, - показывает ход развития коммунистического общества, которое вынуждено сначала уничтожить только ту “несправедливость”, что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления “по работе” (а не по потребностям)" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 93). Полное совпадение С с социальным равенством людей достигается в коммунистическом обществе.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:25:27 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |