Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Автопилот

Автопилот (далее А) (от авто... и франц. pilote — водитель), устройство для автоматического управления летательным аппаратом (самолетом, вертолетом, управляемым снарядом и др.). Идея и схема А были предложены К. Э. Циолковским в 1898. Впервые полет самолета, автоматически управляемый А фирмы Сперри (США), был продемонстрирован на Всемирной выставке в Париже в 1914. Отечественный А с пневматической исполнительной системой (АВП-1) был создан в 1932. Первоначально А предназначался только для стабилизации угловых движений самолета (движения относительно центра масс), что давало возможность выдерживать заданный режим полета самолета без участия летчика. Усовершенствование А позволило создать автоматизированную систему, которая производит управление летательным аппаратом не только относительно его центра масс, но также и его центром масс. Это дало возможность автоматизировать все режимы полета летательного аппарата от взлета до посадки. Такие А автоматически управляют и рулями летатательного аппарата, и его двигателями. Они делают возможными полеты различных классов беспилотных летательных аппаратов (ракеты, самолеты-снаряды, искусственные спутники Земли и т.д.).

  А на самолете состоит из ряда подобных по принципу действия автоматов (курса, продольно-поперечных кренов, скорости, высоты и др.), совместная работа которых управляет полетом и стабилизует его (рис.). Чувствительные элемент каждого автомата измеряет один, определенный для него параметр режима полета (например, или высоту, или курс), называется параметром регулирования, и вырабатывает сигнал, пропорциональный текущему значению параметра. Задатчик режимов полета вырабатывает сигналы, каждый из которых соответствует требуемому значению определенного параметра регулирования. Эти сигналы сравниваются в вычислительном устройстве. Их разность (рассогласование) после усиления поступает на рулевую машинку А, отклоняющую соответствующий руль самолета или орган управления двигателем. Так происходит изменение режима полета. Когда этот режим достигает заданного, сигнал рассогласования исчезает, рулевая машинка прекращает движение и наступает положение равновесия. Устойчивость систем автоматического управления летательными аппаратами достигается как регулированием по производным от регулируемых параметров, так и отрицательной обратной связью соответствующих видов. Кроме автоматов, в А входят системы управления и регулировки. Необходимую для работы А энергию в виде электроэнергии или воздуха и масла под давлением доставляет двигатель самолета.

  Лит.: Боднер В. А, Теория автоматического управления полетом, М., 1964.

  А Л. Горелик.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 16:59:13