Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Собственные имена

Собственные имена (далее С) слова или словосочетания, называющие, в отличие от нарицательных имен, единичное или собирательное лицо или объект в его цельности и единственности, индивидуализирующие его, однозначные для него вне зависимости от контекста. Общим отличительным признаком С (если пренебречь некоторыми семантическими особенностями отдельных групп) служит денотативный характер их значения (см. Знак языковой). Центром класса, наиболее "подлинными" С являются имена личные (см. Ономастика); все С генетически - нарицательные имена, четкой границы между ними нет (ср. этнонимы, товарные знаки); С с ясной и затемненной внутренней формой употребляются одинаково (Новгород, Москва). В системе отношений с др. единицами словаря С занимают изолированное место. Языковая информация их меньше, а культурная - значительно больше, чем нарицательных. В разных науках, изучающих С (лингвистика, логика, философия, мифология и др.), объем класса и его определение не совпадают.

  Для мифолого-символического сознания, сводящего язык к набору имен и считающего С словами, наиболее точно выполняющими функцию именования, они стоят в центре онтологии языка. В ряде античных и средневековых теорий они признавались знаками, связанными с сущностью именуемого, символически причастными его глубинной тайне. Имманентное (не фонетическое или графическое) имя, истолкованное по аналогии с идеями Платона, рассматривалось как корень индивидуального бытия. Это учение было возрождено и развито в 20 в. (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, М. Хайдеггер). Крайним выражением его является отождествление имени с именуемым или приписывание мистических свойств имязвучию или имяначертанию, представление о конденсации в имени мощи именуемого, из чего исходят словесная магия и табу. Ему противостоят рационалистические воззрения, идущие от Демокрита, обосновавшего произвольность (условность) природы всякого имени. К. Маркс считал, что название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Лингвисты и логики, развивающие это направление, считают С немотивированными знаками, одним из способов обозначения точек пространственно-временной действительности; они могут быть заменены другими знаками (переименование), номерами (как улицы в Нью-Йорке), алгебраическими символами. Выбор С и объем их класса определяют экстрасемиотические причины (например, списки канонических личных имен в христианстве или мусульманстве); связь между именем и именуемым существует не в реальной действительности, а лишь в сознании именующих.

  Лит.: Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., (1929); Булгаков С. Н., Философия имени, Париж, (1953); Суперанская А. В., Общая теория имени собственного, М., 1973; Никонов В. А., Имя и общество, М., 1974.

  Ю. М. Эдельштейн.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 01:28:25