| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Смазка |  | Смазка (далее С) в технике, термин, имеющий различные значения: режимы трения деталей машин (смазывание); материалы, облегчающие трение и процессы; обработки металлов резанием и давлением; подача смазочных материалов в узлы трения; материалы, служащие для защиты поверхностей от коррозии и уплотнения соединений деталей машин. 
 1) Смазывание — смазочное действие смазочного материала на поверхности трения, в результате чего уменьшаются трение и изнашивание поверхностей. Между трущимися поверхностями создается смазочный слой, обеспечивающий минимальное сопротивление тангенциальному сдвигу и достаточно большое сопротивление нормальным нагрузкам (см. также Трение внешнее). Наиболее благоприятные режимы С обеспечиваются подбором оптимальных смазочных материалов, подачей их к трущимся поверхностям в необходимых количествах, рациональной конструкцией узлов трения, а также выбором правильной технологии.
 
 2) Смазочные материалы — вещества, используемые для предотвращения задира и заедания, уменьшения и упорядочения износа взаимно перемещающихся поверхностей. Особая группа смазочных материалов — смазочно-охлаждающие жидкости, например применяемые при обработке металлов резанием, технологические масла, используемые при обработке металлов давлением (ковке, прокатке, волочении и т. п.).
 
 3) Способы подачи смазочного материала к трущимся поверхностям определяются свойствами материала, функциями и условиями работы узла трения. Для масел характерны картерная и циркуляционная системы С В первом случае узел трения помещают в герметичный картер, на дно которого наливают масло. В циркуляционных системах масло из картера или бака насосом по маслопроводу подается в узел трения, откуда самотеком или принудительно возвращается в картер. Циркуляционная система С включает в себя фильтры, сепараторы, отстойники, радиаторы, контрольно-измерительную аппаратуру. Существуют фитильная и капельная подача смазочных масел, С масляным туманом и т. п. Пластичные С закладывают непосредственно в узлы трения при изготовлении машин или пропрессовывают их в узел через устройства, называемые пресс-масленками, с помощью ручных или механических шприцев. Для С применяют также колпачковые, пружинные и другие масленки. Некоторые машины (например, прокатные станы, шагающие экскаваторы) имеют централизованные системы С
 
 4) Консервационные (защитные) материалы — вещества, служащие для предотвращения коррозионного разрушения металлических изделий и деталей машин при их хранении (консервации) и эксплуатации. Обычно для этого используют углеводородные пластичные С — вазелины. Находят применение жидкие консервационные масла и твердые покрытия. Для получения твердого покрытия на защищаемую поверхность наносят раствор парафина и церезина с ингибиторами коррозии в летучих нефтепродуктах. После испарения растворителя на поверхности остается твердое покрытие толщиной около 0,1 мм.
 
 5) Уплотнительные материалы — вещества, используемые для герметизации вакуумных систем, трубопроводной арматуры, резьбовых соединений труб и т. п. Уплотнительные материалы применяют также для облегчения монтажа и разборки резьбовых и других соединений. Обычно применяют пластичные С, содержащие до 20% порошка графита, дисульфида  мягких металлов и т. п.
 
 Лит.: Крагельский И. В., Трение и износ, М., 1968; Розенберг Ю. А., Влияние смазочных масел на долговечность и надежность деталей машин, М., 1970; Костецкий Б. И., Натансон М. Э., Бершадский Л. И., Механохимпческие процессы при граничном трении, М., 1972; Синицын В. В., Подбор и применение пластичных смазок, 2 изд., М., 1974.
 
 В. В. Синицын.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:09:03 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |