|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Скрябин Александр Николаевич | Скрябин (далее С) Александр Николаевич (25.12.1871 (6.1.1872), Москва, — 14(27).4.1915, там же), русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882—89). С 1882 брал уроки фортепиано. игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С. Зверева, теории композиции — у С. И. Танеева. С 1888 занимался в Московской консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С. Аренского), которую окончил в 1892 по классу фортепиано. Выступал с концертами в ряде городов России (особенно славился исполнением собственных фортепианных произведений); в 1895—96 издатель М. П. Беляев организовал поездку С. по странам Европы. В 1898—1903 профессор Московской консерватории (класс фортепиано.). В 1904—09 жил в Швейцарии, а также во и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке. С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Игра С. отличалась нервной возбужденностью и вместе с тем исключительной одухотворенностью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации.
С. — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героическое дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения. В ярких контрастах музыки С., с ее мятежными порывами и созерцательной отрешенностью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи.
Основная область творчества С. — фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80—90-х гг. преобладает жанр романтического фортепиано. миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для С. утонченность, нервная обостренность эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет: фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892—97, 1897).
В 1900-е гг. выкристаллизовалась философская концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. пришел к утопическому, но величественному замыслу "Мистерии" — некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии ("Божественной поэмы", 1904) и получает законченное художественное выражение в одночастных симфонических поэмах — "Поэма экстаза" (1907) и "Прометей" ("Поэма огня", 1910). Стремясь к высшей "грандиозности" в кульминациях, С. увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в "Прометее" — хор без слов и специальную партию света (первая попытка синтеза художественных средств, см. Синестезия).
В симфониях С. еще заметна связь с традициями драматического симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симфонические поэмы — самобытные произведения как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористическую краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы "томления", "мечты", "полета", "воли", "самоутверждения"). В ладо-гармонической сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фортепиано. творчество С., воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Например, 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода "спутниками" 3-й симфонии и "Поэмы экстаза". Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фортепианные поэмы — жанр, имевший в поздний период творчества С. важнейшее значение. Среди фортепианных произведений последних лет центральное место занимают 6—10-я сонаты (1911—13) — своего рода "подступы" к "Мистерии", частичное, эскизное ее воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, некоторой зашифрованностью. С. словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие "запечатленные мгновения" рождают короткие темы-символы, из которых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух-трехзвучная интонация или мимолетный пассаж приобретают самостоятельное образно-смысловое значение. Творчество С. оказало значит. воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20 в.
В 1922 квартира С. в Москве превращена в музей.
Соч.: Автобиографическая записка, "Русская музыкальная газета", 1915, № 17—18; Письма, (М.), 1923; Письма, М., 1965.
Лит.: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), С. Опыт характеристики, П., 1921; Сабанеев Л., С, 2 изд., М. — П., 1923; его же, Воспоминания о Се, М., 1925; Альшванг А. А., А. Н. С, М. — Л., 1940; его же, А. Н. С, М. — Л., 1945; А. Н. С, (сб. ст.), М. — Л., 1940; Данилевич Л. В., А. Н. С, М., 1953; Дельсон В. Ю., С, М., 1971.
О. Б. Степанов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 11:13:22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|