|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Скифы | Скифы (далее С) (греч. Skythai), общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. С были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 в. до н. э. с территории Поволжья на З. Другие полагают, что основное ядро С вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья. Начало истории С отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены С из Северного Причерноморья к 7 в. до н. э., и походами С в Малую Азию. С 70-х гг. 7 в. до н. э. С завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами. Следы пребывания С отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения С - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. С разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были С царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали С-кочевники. Между Иигулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили С-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-С, севернее их - алазоны, а еще севернее - С-пахари. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно С-пахарей) неясны. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля С скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у С союза племен, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царем. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению С способствовала их война с персидским царем Дарием 1 в 512 до н. э. На рубеже 5-4 вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. 4 в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.
Археологическое исследование Каменского городища показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных С Резкие изменения в социальном строе С к 4 в. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. царских курганов, достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные пластинами, копья и дротики с наконечниками. В богатых могилах часто встречались и посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греч. мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.
В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом . В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения С, осадил Ольвию, но С уничтожили его войско. К концу 3 в. до н. э. держава С значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица С была перенесена в Крым, где на р. Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, С продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во 2 в. до н. э., когда С стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность С была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во 2-й половине 1 в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее С вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-й половины 3 в. н. э. и было уничтожено готами. С окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название "С" перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья. С оставили неизгладимый отпечаток в истории. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия) и военного дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов Юга России.
Искусство С представляет собой одну из самых ярких областей художественной культуры Северного Причерноморья. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях С, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли злых и добрых духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве С 4-3 вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния С-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С 5 в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для С, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства С, живших на Европейской части СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганах и курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе скифском.
Лит.: Латышев В. В., Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. 1-2, СПБ, 1893-1906; Граков Б. Н., С, М., 1971; Черников С С, Загадки кургана. Где и когда зародилось "скифское искусством, М., 1965; Смирнов А. П., С, М., 1966; Сокровища скифских Курганов в собрании Государственного Эрмитажа, текст М. И. Аргамонова, Прага - Л., (1966); Хазанов А. М., скифов, М., 1975; Rostovtzeff М., The animal style in South Russia and China, Princeton - L., 1929; Jettmar ., Die fruhen Step-penvolker. Der Eurasiatische Tierstil..., Baden-Baden, (1964).
К. Ф. Смирнов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 06.11.2024 03:51:15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|