Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Автономная этика

Автономная этика (далее А) система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А развивал Кант в "Критике практического разума" (1788), противопоставляя ее теории французских просветителей (см. Гетерономная этика). Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравственные законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению, и выяснить специфическую природу моральных установлений в отличие от простой целесообразности и велений общественных авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привел Канта к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравственных требований (см. Категорический императив) Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставлявшими мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).

 

  Лит.: Ланге Н., История нравственных идей XIXв.,СПБ, 1888, гл. 1; Миртов Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ. (1905); Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с. 33—66, 77—82, 100—41, 184—218, 240—53, 271—306, 337—48.

  О. Г. Дробницкий.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 19:39:32