|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Барбизонская школа | Барбизонская школа (далее Б) группа французских мастеров реалистического пейзажа 30-60-х гг. 19 в. Получила название от дер. Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло (к Ю.-В. от Парижа), где подолгу работали ряд входивших в группу художников ("барбизонцев"). Б возникла в условиях подъема демократического движения, формирования национального реалистического искусства и кризиса академической и романтической школ. В противовес идеализации и условности "исторического пейзажа" академистов и романтическому культу воображения Б утверждала эстетическую ценность реальной природы - лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных аспектах. Последовательно создавая реалистическую систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в. и английских пейзажистов начала 19 в. - Дж. Констебла и Р. Бонингтона, но прежде всего развивали реалистические тенденции французской пейзажной живописи 18 и 1-й четверти 19 вв. (особенно Ж. Мишеля и передовых мастеров романтической школы - Т. Жерико, Э. Делакруа, П. Юэ). Освобождая пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и изучая различные местности (кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине и др.), стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы, света и воздуха (см. Пленэр), барбизонцы придавали большое значение художественному обобщению, одухотворенности пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев с тягой к эпической широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Б систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими валерами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые, бурые, зеленые тона оживляются отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей Б естественна, но тщательно построена и уравновешена.
Старшее поколение барбизонцев - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз - акцентировало героические начала пейзажного образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения, сохраняя определенную связь с романтической школой. Крупнейший представитель младшего поколения - Ш. Ф. Добиньи - больше внимания уделял непосредственности впечатления, точной фиксации состояний световоздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонер, придавали самостоятельное значение жанровым и анималистическим изображениям в пейзаже, которые у ведущих художников школы органически вплетались в ткань картины. Близость к Б обнаруживают многие французские художники 19 в., в том числе К. Коро, в ряде своих пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж. Ф. Милле, многие годы работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Б Велико влияние Б на последующее развитие реалистического пейзажа как во (Г. Курбе, Э. Буден), так и в других странах (голландец Я. Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже, венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский, румын Н. Григореску, американский пейзажист Дж. Иннесс, русские пейзажисты А. П. Боголюбов, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев и др.).
Лит.: Яворская Н. В., Пейзаж барбизонской школы, М., 1962; Dorbec ., L"arldu paysage en France, ., 1925.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 04:10:15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|