|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Система | Система (далее С) (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие С с середины 20 в. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. В современном научно-техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием С разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории С, различных специальных теорий С, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д.
Первые представления о С возникли в античной философии, выдвинувшей онтологическое истолкование С как упорядоченности и целостности бытия. В древнегреческой философии и науке (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) разрабатывалась идея системности знания (аксиоматическое построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Б. Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях научной систематики. 17-18 вв., стремившейся к естественной (а не телеологической) интерпретации системности мира (например, классификация К. Линнея). В философии и науке нового времени понятие С использовалось при исследовании научного знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк - от отрицания системного характера научно-теоретического знания (Э. Кондильяк) до первых попыток философского обоснования логико-дедуктивной природы систем знания (И. Г. Ламберт и др.).
Принципы системной природы знания разрабатывались в нем. классической философии: согласно И. Канту, научное знание есть С, в которой целое главенствует над частями; Ф. Шеллинг и Г. Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектического мышления. В буржуазной философии 2-й половины 19-20 вв. при общем идеалистическом решении основного вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отдельных случаях и решения некоторых проблем системного исследования - специфики теоретического знания как С (неокантианство), особенностей целого (холизм, гештальтпсихология), методов построения логических и формализованных систем (неопозитивизм).
Общефилософской основой исследования С являются принципы материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречия и др.). Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержат богатейший материал по философской методологии изучения С - сложных развивающихся объектов (см. в ст. Системный подход).
Для начавшегося со 2-й половины 19 в. проникновения понятия С в различные области конкретно-научного знания важное значение имело создание эволюционной теории Ч. Дарвина, теории относительности, квантовой физики, структурной лингвистики и др. Возникла задача построения строгого определения понятия С и разработки оперативных методов анализа С Интенсивные исследования в этом направлении начались только в 40-50-х гг. 20 в., однако многие конкретно-научные принципы анализа С уже были сформулированы ранее в тектологии А. А. Богданова, в работах В. И. Вернадского, в праксеологии Т. Котарбиньского и др. Предложенная в конце 40-х гг. Л. Берталанфи программа построения "общей теории систем" явилась одной из первых попыток обобщенного анализа системной проблематики. Дополнительно к этой программе, тесно связанной с развитием кибернетики, в 50-60-е гг. был выдвинут ряд общесистемных концепций и определений понятия С (в США, СССР, Польше, Великобритании, Канаде и других странах).
При определении понятия С необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Поскольку понятие С имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект может быть рассмотрен как С), постольку его достаточно полное понимание предполагает построение семейства соответствующих определений - как содержательных, так и формальных. Лишь в рамках такого семейства определений удается выразить основные системные принципы: целостности (принципиальная несводимость свойств С к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения С от его места, функций и т. д. внутри целого), структурности (возможность описания С через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений С; обусловленность поведения С поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры), взаимозависимости С и среды (С формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия), иерархичности (каждый компонент С в свою очередь может рассматриваться как С, а исследуемая в данном случае С представляет собой один из компонентов более широкой С), множественности описания каждой С (в силу принципиальной сложности каждой С ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект С) и др.
Существенным аспектом раскрытия содержания понятия С является выделение различных типов С (при этом разные типы и аспекты С - законы их строения, поведения, функционирования, развития и т. д. - описываются в соответствующих специализированных теориях систем). Предложен ряд классификаций С, использующих разные основания. В наиболее общем плане С можно разделить на материальные и абстрактные. Первые (целостные совокупности материальных объектов) в свою очередь делятся на С неорганической природы (физические, геологические, и др.) и живые С, куда входят как простейшие биологические С, так и очень сложные биологические объекты типа организма, вида, экосистемы. Особый класс материальных живых С образуют социальные С, чрезвычайно многообразные по своим типам и формам (начиная от простейших социальных объединений и вплоть до социально-экономической структуры общества). Абстрактные С являются продуктом человеческого мышления; они также могут быть разделены на множество различных типов (особые С представляют собой понятия, гипотезы, теории, последовательная смена научных теорий и т. д.). К числу абстрактных С относятся и научные знания о С разного типа, как они формулируются в общей теории С, специальных теориях С и др. В науке 20 в. большое внимание уделяется исследованию языка как С (лингвистические С); в результате обобщения этих исследований возникла общая теория знаков - семиотика. Задачи обоснования математики и логики вызвали интенсивную разработку принципов построения и природы формализованных, логических С (металогпка, метаматематика). Результаты этих исследований широко применяются в кибернетике, вычислительной технике и др.
При использовании других оснований классификации С выделяются статичные и динамичные С Для статичной С ее состояние с течением времени остается постоянным (например, газ в ограниченном объеме - в состоянии равновесия). Динамичная С изменяет свое состояние во времени (например, живой организм). Если знание значений переменных С в данный момент времени позволяет установить состояние С в любой последующий или любой предшествующий моменты времени, то такая С является однозначно детерминированной. Для вероятностной (стохастической) С знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени. По характеру взаимоотношения С и среды С делятся на закрытые - замкнутые (в них не поступает и из них не выделяется вещество, происходит лишь обмен энергией) и открытые - незамкнутые (постоянно происходят ввод и вывод не только энергии, но и вещества). По второму закону термодинамики, каждая закрытая С в конечном счете достигает состояния равновесия, при котором остаются неизменными все макроскопические величины С и прекращаются все макроскопические процессы (состояние максимальной энтропии и минимальной свободной энергии). Стационарным состоянием открытой С является подвижное равновесие, при котором все макроскопические величины остаются неизменными, но непрерывно продолжаются макроскопические процессы ввода и вывода вещества. Поведение названных классов С описывается с помощью дифференциальных уравнений, задача построения которых решается в математической теории С
Современная научно-техническая революция привела к необходимости разработки и построения автоматизированных С управления народным хозяйством (промышленностью, транспортом и т. д.), автоматизированных С сбора и обработки информации в национальном масштабе и т. д. Теоретические основы для решения этих задач разрабатываются в теориях иерархических, многоуровневых С, целенаправленных С (в своем функционировании стремящихся к достижению определенных целей), самоорганизующихся систем (способных изменять свою организацию, структуру) и др. Сложность, многокомпонентность, стохастичность и др. важнейшие особенности современных технических С потребовали разработки теорий систем "человек и машина", сложных систем, системотехники, системного анализа.
В процессе развития системных исследований в 20 в. более четко были определены задачи и функции разных форм теоретического анализа всего комплекса системных проблем. Основная задача специализированных теорий С - построение конкретно-научного знания о разных типах и разных аспектах С, в то время как главные проблемы общей теории С концентрируются вокруг логико-методологических принципов системного исследования, построения метатеории анализа С В рамках этой проблематики существенное значение имеет установление методологических условий и ограничений применения системных методов. К числу таких ограничений относятся, в частности, т. н. системные парадоксы, например парадокс иерархичности (решение задачи описания любой данной С возможно лишь при условии решения задачи описания данной С как элемента более широкой С, а решение последней задачи возможно лишь при условии решения задачи описания данной С как С). Выход из этого и аналогичных парадоксов состоит в использовании метода последовательных приближений, позволяющего путем оперирования неполными и заведомо ограниченными представлениями о С постепенно добиваться более адекватного знания об исследуемой С Анализ методологических условий применения системных методов показывает как принципиальную относительность любого, имеющегося в данный момент времени описания той или иной С, так и необходимость использования при анализе любой С всего арсенала содержательных и формальных средств системного исследования.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; 26, ч. 2; т. 46, ч. 1; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, 29; Хайлов К. М., Проблема системной организованности в теоретической биологии, "Журнал общей биологии", 1963, т. 24, № 5; Ляпунов А. А., Об управляющих системах живой природы, в сборнике: О сущности жизни, М., 1964; Щедровицкий Г. П., Проблемы методологии системного исследования, М., 1964; Вир Ст., Кибернетика н управление производством, пер. с англ., М., 1965; Проблемы формального анализа систем. (Сб. ст.), М., 1968; Холл А. Д., Фейджин Р. Е., Определение понятия системы, в сборнике: Исследования по общей теории систем, М., 1969; Месарович М., Теория систем и биология: точка зрения теоретика, в кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1969, М., 1969; Малиновский А. А., Пути теоретической биологии, М., 1969; Рапопорт А., Различные подходы к общей теории систем, в кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1969, М., 1969; Уемов А. И., Системы и системные исследования, в кн.: Проблемы методологии системного исследования, М., 1970; Шрейдер Ю. А., К определению системы, "Научно-техническая информация. Серия 2", 1971, №7; Огурцов А. П., Этапы интерпретации системности знания, в кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1974, М., 1974; Садовский В. Н., Основания общей теории систем, М., 1974; Урманцев Ю. А., Симметрия природы и природа симметрии, М., 1974; Bertalanffy L. von, An outline of general system theory, "British Journal for the Philosophy of Science", 1950, v. , № 2; Systems: research and design, ed. by D. . Eckman, . . - L., (1961); Zadeh L. A., Polak Е., System theory, . ., 1969; Trends in general systems theory, ed. by G. J. Klir, . ., 1972; Laszlo Е., Introduction to systems philosophy, . ., 1972; Unity through diversity, ed. by . Gray and . D. Rizzo, v. 1-2, . ., 1973.
См. также лит. при ст. Системный анализ, Системный подход.
В. Н. Садовский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:36:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|