|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Синхронный электродвигатель | Синхронный электродвигатель (далее С) синхронная машина, работающая в режиме двигателя. Статор С несет на себе многофазную (чаще всего трехфазную) якорную обмотку. На роторе расположена обмотка возбуждения, имеющая такое же число полюсов, как и обмотка статора. Обмотка статора подключается к сети переменного тока, а обмотка ротора (в большинстве конструкций С) — к источнику постоянного тока. В результате взаимодействия полей статора и ротора возникает крутящий момент, под действием которого ротор вращается синхронно с вектором напряженности поля статора. Для возбуждения С используют генераторы постоянного тока (имеющие общий вал с двигателем, см. Возбудитель электрических машин) либо тиристорные выпрямители (см. Преобразовательная техника), обеспечивающие более высокую (по сравнению с электромашинными возбудителями) надежность работы двигателя. С малой мощности (до 2 квт) иногда возбуждают постоянными или реактивным током статора (реактивные электродвигатели без обмотки возбуждения на роторе).
Известны следующие способы пуска С в ход: с помощью вспомогательного двигателя, частотный и асинхронный. В первом случае С с отключенной нагрузкой разгоняется до синхронной частоты вращения вспомогательным пусковым двигателем небольшой мощности. При частотном пуске плавно изменяется (увеличивается) частота напряжения в статорной обмотке. При асинхронном способе пуска (получившем наибольшее распространение) вращающий электромагнитный момент возникает в результате взаимодействия поля статора с полем тока, наведенного в пусковой обмотке или в теле ротора; обмотку возбуждения при этом замыкают накоротко или на разрядный резистор. По достижении ротором установившейся частоты вращения, близкой к синхронной, обмотку возбуждения размыкают и подсоединяют к источнику постоянного тока. Синхронизирующий момент обеспечивает вхождение двигателя в синхронизм (см. Синхронизация). Устойчивый синхронный режим работы двигателя возможен при равенстве электромагнитной и механической (тормозящей) мощностей. В случае, если мощность нагрузки превосходит электромагнитную, двигатель выходит из синхронизма и останавливается. Нарушение синхронной работы двигателя может быть вызвано также снижением напряжения в сети или уменьшением тока возбуждения.
В отличие от асинхронных электродвигателей, С способны при заданной нагрузке работать с различными мощности коэффициентами (cos j). При увеличении тока возбуждения коэффициент мощности возрастает и при определенном его значении становится равным единице; дальнейшее увеличение тока возбуждения переводит двигатель в режим, при котором он отдает реактивную мощность в сеть. Т. о., в зависимости от величины тока возбуждения реактивная мощность может отдаваться в сеть (перевозбуждение) или потребляться из сети (недовозбуждение). С, работающий на холостом ходу и предназначенный для генерирования реактивной мощности, называется компенсатором синхронным.
С применяют в электроприводах, не требующих регулирования частоты вращения при отсутствии значительных перегрузок на валу двигателя (например, для привода насосов, компрессоров, вентиляторов и т. д.).
Лит.: Сыромятников И. А., Режимы работы асинхронных и синхронных электродвигателей, 3 изд., М. — Л., 1963. См. также литературу при статье Синхронная машина.
М. И. Озеров.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 01:54:22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|