Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бараташвили Николоз Мелитонович

Бараташвили (далее Б) Николоз Мелитонович (15(27).12.1817, Тбилиси, — 9(21).10.1845, Ганджа), грузинский поэт. Родился в дворянской семье. По окончании в 1835 Тбилисского благородного училища, в котором он проникся идеями гуманизма и национальной свободы, поэт был вынужден поступить чиновником в судебное ведомство, воспринимая службу как унижение. В начале 40-х гг. Б. приобрел славу поэта, однако стихи его впервые были опубликованы лишь в 1852 в журнале "Цискари". В 1844, после полного разорения отца, Б. перешел на службу в Нахичевань, затем в Ганджу (Азербайджан), где заболел злокачественной лихорадкой и умер в возрасте 27 лет. В 1893 прах Б. был перевезен на родину и погребен в Тбилиси, в Дидубийском пантеоне грузинских писателей, а в 1938 был перенесен в пантеон на горе Мтацминда.

  Поэзия Б. — вершина грузинского романтизма. Он оставил всего лишь около 40 стихотворений и одну поэму. Как гениальный художник, Б. сумел выразить в них сложный внутренний мир человека и дать ответы на самые насущные вопросы своего времени. Тяжело переживая утрату Грузией национальной независимости, Б. был разочарован и в современном ему обществе. Чувства одиночества, пронизывающие ранние его стихи ("Сумерки на Мтацминда", 1836, "Раздумья на берегу Куры", 1837), достигают трагического звучания в стих. "Одинокая душа" (1839). Однако трагический конфликт с действительностью сочетается с глубокой верой в торжество разума и справедливости. Этот провидческий дар поэта наиболее ярко воплотился в шедевре филосовской лирики Б. — "Мерани" (1842). Лирический герой стихотв., всадник крылатого коня, наперекор року мчится в неизведанную даль: "Я слаб, но я не раб судьбы своей", — говорит он. Это порыв мятежной, свободолюбивой личности, готовность к самопожертвованию, гимн свободному и могучему духу Человека. Символика "Мерани" многозначна. Уверенность героя в своем предначертании, его стремление проложить грядущим поколениям путь к счастью — яркое выражение воли грузинского народа к национальному и социальному освобождению. Раздумья над вечными проблемами жизни, тончайшие движения души нашли выражение в художественно совершенных стих.: "Таинственный голос", "Моя молитва", "Я храм нашел в песках., средь тьмы...", "Злобный дух", "Цвет небесный, синий цвет..." и др. В поэтическом наследии Б. особое место занимает поэма "Судьба Грузии" (1839), изображающая нашествие полчищ иранского шаха Ага-Мохаммед-хана на Тбилиси в 1795. В поэме Б. реалистически оценивает решение царя Ираклия о присоединении Грузии к России, как историческое необходимое и прогрессивное. Б. обновил поэтику грузинского стиха, создал образцы стихов-размышлений, отличающихся философской глубиной и вместе с тем чарующей пластичностью, музыкальностью, выразительностью. Б. Л. Пастернак, переводивший стихи Б. на русский язык, писал: "... Гениальность, проникающая их (стихи БРед.), придает им последнее совершенство..." ("Стихи о Грузии. Грузинские поэты. Избранные переводы", Тб., 1958, с. ). Творчество Б., крупнейшего после Ш. Руставели поэта Грузии, вдохновляло многие поколения грузинских писателей.

  Соч.: В рус. пер. — Стихотворения, М., 1938; Стихотворения, Тб., 1946; Лирика, М.., 1967.

  Лит.: Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, в. 4, М., 1907; Кикодзе Г., Грузинские классики, Тб., 1942; Гацерелия А., Николай Б. Жизнь и творчество, Тб., 1945; Гольцев В., Грузинские писатели КХ в., М., 1948; Огнев В., Мятежный дух свободы, "Вопросы литературы", 1968, № 12.

  Г. Н. Абзианидзе.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 14:42:52