Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Синтоизм

Синтоизм (далее С) (от япон. синто, буквально — путь (учение) богов), религия, сложившаяся в Японии, одна из наиболее распространенных в стране (наряду с буддизмом) религий. С возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно С, человек ведет свое происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца — Аматэрасу. Душа умершего при определенных обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоистская служба состоит из 4 элементов — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).

  С 5—6 вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов; наиболее важные обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. верховным жрецом С Отсутствие единой канонической литературы С было возмещено созданием в 7—8 вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний — "Кодзики" ("Запись о делах древности") и "Нихон секи" ("Анналы Японии"). Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С В период расцвета японского феодализма (10—16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии (например, браки, рождение ребенка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преимущественно по правилам буддизма).

  В 17—18 вв. развернула свою деятельность т. н. "историческая школа" (М. Камо, Н. Мотоори и др.), которая поставила своей целью укрепить С, возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867—68 и до конца 1945 С пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и правительства. Регулярное посещение синтоистских и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим государственных учреждений. В период 2-й мировой войны 1939—45 японская военщина широко использовала С для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистической Японии подорвало престиж С; в декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена, священники потеряли свой прежний официальный статут. 1 января 1946 японский император публично отказался от своего "божественного" происхождения. Однако в последующие годы С постепенно стал восстанавливать свое влияние и несколько модернизировал свое учение. В декабре 1966 решением правительства был восстановлен в качестве национального праздника прежний "день основания империи" — кигэнсэцу (11 февраля) — день, когда по синтоистским мифам Дзимму в 660 до н. э. вступил на престол. Демократические силы страны дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать С для разжигания шовинизма.

  Лит.: Латышев И. А., О роли религии в политической жизни Японии, в сборнике: Современная Япония, М., 1964; Светлов Г. Е., Религия и политика. О социально-религиозных движениях в современной Японии, "Проблемы Дальнего Востока", 1974, № 2; Gundert ., Japanische Religionsge-schichte, Tokyo, 1935.

  А. Н. Романов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 12:33:42