| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Сенсуализм |  | Сенсуализм (далее С) (франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму С стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. 
 В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления С Материалистический С усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический С видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического С была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула С: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.
 
 Видными представителями материалистического С в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С, предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.
 
 Непоследовательность локковского С была использована Дж. Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал С идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический С не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно  определяет возникновение всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистический сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии 19-20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.
 
 Виднейшими представителями материалистического С были французские материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм  они связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром как их источником. Материалистический сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 - начала 19 вв., утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс которого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума. Однако С французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.
 
 Диалектический материализм, исходя из признания общественно-практической природы познания, связывает воедино чувственную и рациональную формы познания, раскрывает диалектику их взаимодействия.
 
 Лит. см. при статьях Ощущение, Отражение, Теория познания.
 
 В. В. Соколов.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 14:21:52 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |