Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Семейное воспитание

Семейное воспитание (далее С) систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача С - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства С обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; С обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. С неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

  В классово-антагонистических формациях С носит классовый (при феодализме - сословный) характер, испытывает значительное влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах С проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе С развиваются эгоизм, материальный расчет, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. "На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к С В пролетарских семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач С все более пронизывается революционными идеями. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетенного положения в нем.

  В социалистическом обществе цель С - заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное С, сущность которого - установление соответствия формируемых семьей качеств ребенка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших.

  Главные линии С: постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребенка (игровой, затем - участия в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьезное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребенку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать ее красоту; ознакомление ребенка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитание, Трудовое воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание). Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в С, а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.

  Главное направление С в период пребывания ребенка в детском саду и в школе - постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учебе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

  Вопросы С освещаются в народных университетах педагогических знаний, организуемых АПН СССР, органами народного образования и обществом "Знание"; издается специальный журнал "Семья и школа", издательство "Знание" выпускает для народных университетов серию брошюр "Педагогический факультет". Проблемы С включаются в циклы лекций по педагогике, в тематику педагогических конференций, педагогический чтений, обсуждаются на родительских собраниях в школах. Советская педагогика успешно сочетает развитие теории С с ее практическим применением.

  На основе ленинских положений о коммунистическом воспитании проблематика С была определена Н. К. Крупской; многие ее положения развиты и конкретизированы А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, П. П. Блонским, В. А. Сухомлинским и др.

  Значительное внимание уделяется вопросам С в других социалистических странах. Издаются специальные журналы (например, "Дом и школа", ГДР, "Семейный очаг", Болгария), литература для родителей, проводятся симпозиумы и конференции, используется опыт С, накопленный в странах социализма.

  Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., О воспитании и образовании. (Сб., сост. П. Н. Груздев), М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании. (Сб., сост. В. П. Груздев), 3 изд., М., 1973; М. И., О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи. (Сб., сост. Л. К. Виноградов), М., 1968; Крупская Н. К., О воспитании в семье. (Сб., сост. Н. И. Стриевская), М., 1962; Макаренко А. С., Соч., т. 4, М., 1957; Сухомлинский В. А., Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961; Волков К. Н., О времени, детях и о семье, М., 1971; Жуковская Р. И., Воспитание ребенка в игре, М., 1963; Ковалев А. Г., Самовоспитание школьников, М., 1967; О совместной работе школы, семьи и общественности. (Сб.), М., 1967; О воспитании дошкольников в семье. (Сб.), сост. Т. А. Маркова и Л. Ф. Островская, М., 1963; Панфилова Т. С., Дараган И. К., Интернациональное воспитание, М., 1971; Печерникова И. А., Величие души. О воспитании в семье Ульяновых, 2 изд., М., 1973; ее же, Воспитание в семье Маркса, М., 1974; С. Словарь, М., 1972; Смолина В. В., Первый ребенок в семье, М., 1966; Физическая культура в семье, 3 изд., М., 1973; Эстетическое воспитание в семье. (Сб., сост. В. А. Разумный), М., 1973.

  И. А. Печерникова.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:25:50