|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Автомобильный транспорт | Автомобильный транспорт (далее А)вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы все более расширяющегося целесообразного применения Автомобильный транспорт — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния Автомобильный транспорт перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без Автомобильный транспорт невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.
Автомобильный транспорт начал развиваться с 20 в. по мере роста производства автомобилей и строительства автодорог. В 1900 во всем мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс. в 1921, 46 057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177 902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, около 230 млн. автомобилей. В 1968 в мире было произведено свыше 15 млн. автомобилей.
Если в 19 в. транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой транспорт, был наиболее распространенным видом транспорта, то в 20 в. быстро развивающийся Автомобильный транспорт стал оттеснять Доля Автомобильный транспорт с 1913 по 1965 возросла (во внутреннем грузообороте) во всем мире с 0,2% до 17,1%, а транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до 50,7%.
Развитие Автомобильный транспорт в капиталистических странах происходит в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, особенно с и осуществляется (несмотря на принятые некоторыми государствами ограничительные меры) более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта.
Объем перевозок грузов Автомобильный транспорт в 1964 во всем мире превысил 53 млрд. т, а грузооборот — 1370 млрд. т · км, на долю экономически развитых капиталистических стран приходилось 77,9% грузооборота.
Табл. 1. — Рост мирового грузооборота автомобильного транспорта (без социалистических стран, млрд. т · км)
| 1950 | 1960 | 1965 |
| Всего | В т. ч.
междугородный | Всего | В т. ч.
междугородный | Всего | В т. ч.
междугородный | Европа | 87 | 77 | 210 | 187 | 285 | 255 | Азия | 10 | 6 | 43 | 30 | 97 | 55 | Африка | 8 | 4 | 18 | 10 | 29 | 16 | Сев. Америка | 353 | 264 | 587 | 455 | 752 | 596 | Лат. Америка | 16 | 13 | 50 | 40 | 78 | 56 | Австралия и Океания | 20 | 11 | 38 | 24 | 48 | 34 | Всего | 494 | 375 | 946 | 746 | 1289 | 1012 | Перевозки автобусами пассажиров составили во всем мире (без социалистических стран) в 1963 82,5 млрд. пассажиров (1950 — 45,1 млрд.), в том числе в междугородных сообщениях 17,8 и в городских 27,3 млрд. пассажиров. На долю Европы и Азии приходилось по 35% пассажиров, перевозимых автобусами всего мира. Легковые же автомобили перевезли 282 млрд. пассажиров (1964). Из них на долю Северной Америки приходилось 50%, Европы — 38%. Мировой пассажирооборот в 1964 достиг 922 млрд. пассажиро-километров (автобусы) и 3344 млрд. пассажиро-километров (легковые автомобили).
В СССР Автомобильный транспорт начал развиваться позднее, чем в наиболее развитых капиталистических странах. Царская Россия фактически не имела Автомобильный транспорт Накануне 1-й мировой войны в России было 8,8 тыс. автомобилей, преимущественно легковых, принадлежавших фабрикантам, помещикам и чиновникам. Высокими темпами Автомобильный транспорт СССР стал развиваться после создания отечественной автомобильной промышленности. Деятельность Автомобильный транспорт СССР направляется годовыми и перспективными государственными планами, в которых учитывается возможность координации его работы с другими видами транспорта. Автомобильный транспорт развивается как часть единой транспортной сети СССР.
Перевозки грузов Автомобильный транспорт выросли с 1940 по 1967 в 14 раз, перевозка пассажиров (за тот же период) в междугородном сообщении — в 38 раз, во внутригородских перевозках (только автобусами) — в 43 раза. В 1967 доля Автомобильный транспорт в перевозках составила 78,5% от общего объема перевозок. Автомобильный транспорт перевозил почти в 4 раза больше грузов, чем все остальные виды транспорта. Но поскольку средняя дальность перевозок Автомобильный транспорт намного меньше, чем всех других видов транспорта, и составляла 14,2 км (1967) при средней дальности на транспорте 830 км, морском 2013 морских миль (3718 км), речном 493 км, то его грузооборот (в т · км) составлял лишь 5,3% общего грузооборота всех видов транспорта СССР. Высока скорость доставки грузов Автомобильный транспорт Если принять скорость доставки грузов по дорогам в обычных поездах за 100%, то на Автомобильный транспорт в междугородных перевозках она составит 180—200%. На коротких расстояниях (10—20 км) скорость доставки грузов Автомобильный транспорт во много раз выше, чем любым другим видом транспорта. В 1967 Автомобильный транспорт общего пользования (автобусы и таксомоторы) перевезли в СССР 23 млрд. пассажиров. Постоянно действующие маршруты междугородных перевозок пассажиров автобусами достигли (1968) общей протяженности свыше 1,5 млн. км. На Автомобильный транспорт Советского Союза работает свыше 5 млн. человек (1967). Сфера действия Автомобильный транспорт расширилась. Хотя трудоемкость и денежные затраты на Автомобильный транспорт выше, чем у других видов транспорта (из-за относительно малой грузоподъемности и вместимости автомобилей, перевозящих грузы на сравнительно небольшие расстояния), перевозки Автомобильный транспорт экономически выгодны, т. к. доставка грузов "от двери до двери" без дополнительных перегрузок не только уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы, но и сокращает время нахождения груза в пути.
Концентрация автомобилей в крупных транспортных предприятиях сделала возможным не только увеличивать долю участия Автомобильный транспорт в перевозках, но и постоянно совершенствовать транспортный процесс, вводить прогрессивные методы перевозок (централизованные по системе тяговых "плеч", широкое применение контейнеров, поддонов и т. п.), улучшать транспортно-экспедиционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.
Табл. 2. — Перевозки грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот автомобильного транспорта СССР
| Единица измерения | 1913 | 1928 | 1940 | 1950 | 1960 | 1967 | Перевозки грузов | млн. т | 10,0 | 20,0 | 858,6 | 1859,6 | 8492,7 | 11947,0 | Грузооборот | млрд. т · км | 0,1 | 0,2 | 8,9 | 20,1 | 98,5 | 170,2 | Перевозки пассажиров (автобусы) | млн. чел. | — | — | 590 | 1053 | 11316 | 22013 | Пассажиро-
оборот (автобусы) | млрд. пассажиро-
километров | — | — | 3,4 | 5,2 | 61,0 | 153,0 |
Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Таранов А. Т., Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, М., 1963; Карпуненков В. П., Влияние концентрации грузового парка на развитие автомобильного транспорта, М., 1963; Бронштейн Л. А., Экономика и планирование автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969; Прокофьев И. И., Анисимов А. П., Экономика автомобильного транспорта, М., 1965; Филиппов В. К., Развитие автомобильного транспорта общего пользования, М., 1965.
А. Т. Таранов. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 04:06:54
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|