Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Секуляризация

Секуляризация (далее С) (франц. sécularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем средневековье С в значительной мере носила характер перераспределения государством земельной собственности, передачи части земель от церковных феодалов светским (главным образом военно-служилому слою). Широкая С была проведена в 1-й половине 8 в. во Франкском государстве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церковные земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных национальных государств С являлась одним из способов освобождения королевской власти от церковной опеки и укрепления государственных финансов за счет доходов духовенства (например, путем конфискации имущества ордена тамплиеров в начале 14 в.). Церковное землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феодальные порядки, являлось помехой в развитии капиталистического уклада. Особенно большого размаха С достигла в 16 в. в связи с Реформацией. Требование С, выдвигавшееся уже реформаторами 14—15 вв. Дж. Уиклифом, Я. Гусом, а в 16 в. М. Лютером и др., встретило поддержку со стороны части светских феодалов и государей, стремившихся использовать С в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524—26 С провели присоединившиеся к Реформации немецкие князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С, произведенную до 1624. В широком масштабе С сопровождала распространение цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах. В ходе Нидерландской буржуазной революции 16 в. секуляризованные церковные земли переходили главным образом в руки буржуазии. Реформация в Англии также сопровождалась С монастырских имуществ (1536—39); в результате распродажи секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. С ускорила процесс экспроприации английских крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973, с. 725—73). С являлась существенным элементом аграрных преобразований периода Английской буржуазной революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С и распродажа их земель). Во 2-й половине 18 в. С являлась важным элементом политики т. н. просвещенного абсолютизма (например, С, проведенная в Австрии Иосифом , в Португалии — Помбалом). Сокрушительный удар феодальной собственности церкви во нанесла Великая французская революция: декретом от 2 ноября 1789 церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира 1801 Наполеон Бонапарт разрешил своим союзникам из немецких князей секуляризовать церковные княжества. С проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация Папской области в 1870). Во декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религиозные ордена и конгрегации, церковное имущество передавалось государству. С способствовала укреплению капитализма и буржуазного государства, в целом имела прогрессивное значение. С осуществлялась в разное время и в некоторых государствах Востока и Латинской Америки. Народные массы никакой материальной выгоды от С не получали. Впервые в интересах народа С была проведена лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда церковное имущество в России декретом 1917 было объявлено всенародным достоянием. В зарубежных социалистических странах крупное церковное землевладение было ликвидировано в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939—45 (см. в ст. Монастыри).

  Б. Я. Рамм.

  С в России. С образованием Русского централизованного государства в конце 15 в. правительство Ивана пыталось ограничить церковное землевладение. Впервые вопрос о С был поставлен на церковном соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феодальной раздробленностью и ересями в России, правительство было вынуждено временно отказаться от С (см. Нестяжатели, Иосифляне). Добившись внутриполитической стабилизации, правительство во 2-й половине 16—17 вв. сделало новые шаги по ограничению церковного землевладения. В 1551, 1580—84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением 1649 правительство запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649—52 конфисковало городские слободы и дворы церкви. Однако правительственная политика не была последовательной, поэтому во 2-й половине 17 в. церковное землевладение росло (пожалования, в том числе царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653—54 число крестьянских дворов в церковных владениях увеличилось к началу 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

  Правительство Петра провело в начале 18 в. временную и частичную С Все владения монастырей были разделены на "определенные вотчины " (с них доход шел на содержание монастыря) и "заопределенные", отдававшие доходы государству. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну. Во 2-й четверти 18 в. русская православная церковь добилась некоторого усиления своих экономических и политических позиций. Хищническая эксплуатация крестьян духовенством способствовала их разорению, вызывала не прекращавшиеся волнения: к началу 60-х гг. 18 в. волнениями было охвачено около 100 тыс. человек. Чтобы ослабить борьбу монастырских крестьян, а также пополнить государственную казну, правительство в 1757 приказало создать специальную комиссию по проведению С и решило передать управление монастырскими и церковными вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новые крестьянские волнения привели к тому, что в 1762 правительство Петра опубликовало подготовленный при Елизавете Петровне указ о проведении С Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину на время (до 1764) приостановить проведение С В 1786 С была распространена и на территорию Украины. Около 1 млн. душ мужского пола монастырских крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали называться экономическими крестьянами.

  В 1841—43 С была проведена и в западных губерниях Российской империи. С, направленная на ликвидацию церковно-феодальной собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции С была завершена окончательно. Декретом о земле 1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С в собственности духовенства (около 3 млн. десятин), конфисковывались. Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 церковь отделялась от государства и в ее распоряжении оставались лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.

  Лит.: Церковь в истории России (IX в. — 1917). Сб. ст., М., 1967.

  С М. Троицкий.

  2) В Западной Европе — переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, который влечет за собой освобождение от церковной должности и утрату соответствующих прав.

  3) С называют также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозные мировоззрения.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:25:00