|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Автомобильный полигон | Автомобильный полигон (далее А) участок местности, оборудованный для испытания автомобилей. Первый А был построен в 1924 в США фирмой "Дженерал моторс" в городе Милфорде. В последующие годы он пополнился новыми испытательными участками и сооружениями. Построены А также многими автомобильными фирмами Европы: в 1924-25 - "Лина-Монлери" ( в 1949-50 - "Майра" (Англия) и др. Несколько А сооружено в Японии (в 1961-62 - "Мицубиси", "Ниссан мотор", "Тоета" и др.), Австралии (1960 - "Холден"). В СССР в 1964 построен Центральный научно-исследовательский полигон НАМИ, который относится к числу крупнейших в мире (рис. 1).
А - комплекс испытательных и служебных дорог, сооружений, зданий и устройств, дающий возможность проводить необходимые виды испытаний автомобилей различных типов в условиях, гарантирующих сопоставимость результатов, полученных в разное время и обеспечивающих отсутствие помех и безопасность испытаний. Для испытаний, связанных с длительным движением автомобилей на высокой скорости, на А строятся кольцевые скоростные дороги или треки, для испытаний на топливную экономичность, тяговоскоростные качества, тормозные качества - "динамометрические" дороги; для пробеговых испытаний на усталостную прочность и надежность (долговечность) - маршруты дорог с различными неровными твердыми покрытиями, а также грунтовые и грунтово-каменистые дороги; для испытания на плавность хода, управляемость и для определения усталостной прочности деталей и узлов - участки дорог с различными видами искусственных неровностей. Кроме дорог, на А предусматриваются испытательные сооружения: водяные бассейны; подъемы различной крутизны; площадки и устройства для испытаний автомобилей на безопасность конструкции (столкновение с неподвижным препятствием, опрокидывание и т. д.); горизонтальные площадки с твердым гладким покрытием для определения управляемости и устойчивости автомобилей и автопоездов; участки пересеченной местности, естественные и искусственные препятствия для испытаний автомобилей на проходимость; испытатательные камеры - пылевые, дождевальные, климатические (холодильные, тропические), аэродинамические трубы и др. На А имеются также гаражи, профилактории, мастерские, склады, заправочные станции, метеорологические и диспетчерские пункты и другие лабораторные, служебные, производственные и вспомогательные помещения.
Кольцевые скоростные дороги с твердым гладким (цементнобетонным или асфальтированным) покрытием устраиваются длиной до 8 км (за рубежом), в СССР - до 14 км, ширина полотна до 10 м. Продольный профиль дороги, в отличие от треков, имеет подъемы и спуски, типичные для магистральных дорог 1-й и 2-й категорий. "Динамометрическая" дорога - прямолинейная в плане горизонтальная дорога с твердым ровным покрытием (цементнобетонным, асфальтобетонным). Длина дороги на различных А колеблется от 1,5 км ("Майра" в Англии, "Форд" в США) до 3,6-4,2 км ("Крайслер" и "Дженерал моторс" в США), НАМИ - 4,7 км, ширина полотна от 6 до 11 м, проезжая часть - одинарная или двойная (т. е. с разделительной полосой). На концах устраиваются разворотные петли или площадки, рассчитанные обычно на скорость до 40-60 км/ч. Бельгийская мостовая (рис. 2) - неровная брусчатка, воспроизводящая старинные мощеные дороги Европы, в частности Бельгии. Малые неровности покрытия создаются за счет разности уровней соседних камней, достигающей 25 мм. Крупные неровности устраивают в виде нерегулярно расположенных выступов и впадин плавных очертаний глубиной до 75 мм. Камни заделываются (с большим зазором в плане) в песчано-цементный раствор, уложенный на бетонное основание. Пробег легкового автомобиля около 1600 км по "бельгийской мостовой" достаточен для выявления дефектов, которые могут встретиться на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля в обычных дорожных условиях. Для грузовых автомобилей эта цифра обычно удваивается. Дорога с короткими волнами (типа "стиральная доска", рис. 3) воспроизводит волнистые неровности регулярного характера, вызывающие резонансные колебания автомобиля и его отдельных агрегатов и систем. Строится из бетона. Шаг волн 76±5 см, высота - 25 мм. Волны располагают перпендикулярно оси дороги на ширине 3,3 м, а на остальной части полотна (1,2 м) они направлены под углом 68° к оси дороги для того, чтобы осуществить сдвиг фаз возмущающих воздействий волн на колеса правой и левой сторон автомобиля. Дорога с синусоидальными волнами (рис. 4) имеет бетонное покрытие с плавными неровностями синусоидального профиля. Шаг волн от 1 до 15 м, амплитуда (размах) - до 400 мм (при максимальном шаге). Волны располагаются перпендикулярно оси дороги, а иногда имеют косое или "елочное" расположение. Дорога с выступами различной конфигурации (рис. 5) устраивается в виде шаровых сегментов, усеченных пирамид, параллелепипедов или "шпал" разной высоты и размеров в плане, размещенных различным образом на поверхности дорог. Покрытие дороги для испытаний на шумность выполняется из гранитной брусчатки, укладываемой (в отличие от "бельгийской мостовой") в одной плоскости. Микронеровности верхней плоскости камней, взаимодействуя с колесами автомобиля, вызывают вибрацию и шумы. Для отражения шумов, создаваемых испытываемым автомобилем, вдоль "шумоизмерительной" дороги иногда устанавливают гладкие стенки определенной высоты. Для дорог с булыжным покрытием (рис. 6) применяется высокопрочный валунный булыжник. Замощение дорожного полотна выполняется с неровностями заданного профиля или ровным. Каменистые и грунтовые дороги включают также участки полного бездорожья (глубокий сыпучий песок, участки пашни, заболоченного луга и снежную целину). Используются для испытаний автомобилей в особенно тяжелых условиях.
К испытательным сооружениям на А относятся: испытательные подъемы - искусственные (с твердым покрытием) или естественные (на пересеченной местности); водяные бассейны (глубиной от 0,1 до 4 м) для оценки водонепроницаемости и "бродоходимости" автомобилей; грязевые ванны - лоток, заполняемый грязью, уровень и консистенция которой регулируются; установки для определения устойчивости автомобилей при действии на них сильного бокового ветра (выполняются в виде ряда воздуходувок, расположенных вдоль испытательного отрезка дороги длиной в несколько десятков метров).
Лит.: Лаптев С. А., Автомобильные полигоны, М., 1966.
С. А. Лаптев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 26.12.2024 06:13:09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|