Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Северная железная дорога

Северная дорога (далее С)объединяет сеть дорог на С. и С.-В. Европейской части СССР. Эксплуатационная длина (1974) 5599 км, или 4,2% протяженности всей общесоюзной сети ж. д. Управление дороги в г. Ярославле. В современных границах образована в 1959. Сформировалась в результате объединения 3 бывших дорог: Ярославской, Северной, Печорской.

  Первый участок Северная дорога - Александров - Вологда - был построен в 1870 - 1872; в 1898 - узкоколейная линия от Вологды до Архангельска (в 1916 в связи с возросшим потоком импортных грузов была переведена на нормальную колею). Магистраль Череповец - Вологда - Буй - Галич - Свеча построена в 1905; в 1899 Котлас (на р. Северная Двина) был связан с сетью дорог через Киров (Вятку) - Пермь.

  В составе Северная дорога 8 отделений: Ярославское, Ивановское, Буйское, Вологодское, Няндомское, Сольвычегодское, Сосногорское и Воркутинское. Граничит с Октябрьской ж. д. по станциям Маленга, Кошта и Сонково; с Московской ж. д. - по станциям Александров и Бельково; с Горьковской ж. д. - по станциям Новки, Свеча и Сусоловка. Главные магистрали: меридианная - Александров (к северу от Москвы) - Ярославль - Данилов - Вологда - Архангельск (1025 км); широтная - Кошта - Череповец - Вологда - Буй - Галич - Свеча (632 км) - является частью общесоюзной магистрали, связывающей Ленинград и Москву со Средним Уралом (Пермь, Свердловск); северо-восточная магистраль (1561 км) - от станции Коноша на Котлас - Ухту и Воркуту (с веткой от станции Чум на Лабытнанги, на р. Оби, 195 км). Важное значение имеет линия Обозерская - Маленга, в частности для перевозки руды с Кольского полуострова на Череповецкий комбинат. Она дает кратчайший выход с северных участков Октябрьской ж. д. на Северная дорога, которая обслуживает Архангельскую, Вологодскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую области и Коми АССР, частично Владимирскую, Кировскую, Тюменскую и области. Дорога взаимодействует с водным транспортом: по Белому морю, Северному морскому пути и р. Северной Двине (ст. Архангельск, Котлас), по р. Волге (ст. Ярославль, Рыбинск, Кинешма), по р. Вычегде (станция Айкино), по р. Печоре (станция Печора), по р. Оби (станция Лабытнанги), по р. Сухоне (станция Вологда), по р. Шексне (станция Череповец).

  Грузооборот (1973) около 133 млрд. т км, или 4,5% общесетевого. В отправлении первое место принадлежит лесным грузам (около 1/4), каменному углю (около 1/5), а также нефтяным грузам и минеральным, строительным материалам. Средняя грузонапряженность около 25 млн. т км/км. В связи с тем, что перевозится по Северная дорога на большие расстояния (от Воркуты до Череповца 1899 км), его удельный вес достигает почти 1/3 всего грузооборота дороги. Пассажирооборот (около 8,9 млрд. пасс. км в 1973) составляет около 3% сетевого. По средней дальности перевозки пассажиров Северная дорога занимает 1-е место среди всех дорог Европейской части СССР.

  За годы Советской власти намного возросла длина Северная дорога в результате постройки Печорской ж. д., линии Обозерская - Маленга, Сыктывкар - Микунь, соединившей столицу Коми АССР с сетью дорог, и ряда веток на Онегу, Северодвинск; линий Кострома - Галич, Ядриха - Красавино, Архангельск - Паленга - Карпогоры (1975), Первушино - Заволжск, Микунь - Кослан, Селог - Вож - Вендинга. Все наиболее важные участки превращены в двухпутные, построены крупные сортировочные станции, оборудованные новейшей техникой (Ярославль Главный, Вологда, Сольвычегодск и др.). Паровозная тяга почти полностью заменена тепловозной и электрической: удельный вес электрической тяги составил (1973) около 21% и тепловозной - около 77%.

  Северная дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1968).

  Е. Д. Хануков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 12:37:06