Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Святые

Святые (далее С) мифические или исторические лица, которым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между богом и людьми. Почитание С привносит в монотеистические религии элементы многобожия. На формирование в христианстве культа С оказал большое влияние культ героев греко-римской мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христианский пантеон в качестве С Поместные соборы 4 в. — Гангрский и Лаодикейский — узаконили чествование С Вероучение о почитании С развивали церковные писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа С — павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем отказывающимся от почитания С Церковь установила для каждого С день его памяти. Первоначально отдельные христианские общины имели своих С, затем причисление к С, введение культа нового С централизовались путем канонизации. В число С включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также многие папы (Григорий , Лев , Лев IX и др.), князья (например, Владимир Святославич, Александр Невский, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, французский король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания С (см. Жития святых). Предметом культа в христианской религии являются изображения С (см. Икона), их святость символизирует нимб. В протестантизме почитания С нет, однако в некоторых протестантских течениях (например, в лютеранстве) имеются элементы почитания С как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.

  В исламе культ С закрепился с распространением суфизма, приблизительно с 10 в. Официальная канонизация С отсутствует; обычно признание "святым" (вали, в Северной Африке — марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает еще при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как С первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние "мученики за веру". В исламе включаются в число С и некоторые доисламские местные божества, ряд христианских С, эпонимы (родоначальники) некоторых племен, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия С Культ каждого С распространяется большей частью лишь на определенный район, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определенной секты или определенного суфийского ордена. Существует обширная агиографическая литература. Против культа С как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время — ваххабиты. и некоторые др. течения.

  Иудаизму чужд культ С, но в возникшем в нем в 18 в. течении — хасидизме — функциями С по существу наделены цадики, которые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.

  Лит.: Ранович А., Происхождение христианского культа святых, М. — Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, М., 1961; Белов А. В., Правда православных "святых", М., 1968; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культ святых в исламе, Грозный, 1959.

  Б. Я. Рамм, Л. И. Климович.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 02:38:08