Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Свободомыслие

Свободомыслие (далее С) религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически С проявлялось в различных формах критики религии. Термин "С" (англ. freethinking) вошел в употребление в 18 в. с появлением трактата английского деиста (см. Деизм) А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" (1713).

  В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм С была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов (Ибн Сина, Ибн Рушд и др.). Видными представителями С были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 в. Шота Руставели, русский вольнодумец 16 в. Феодосии Косой. С нашло свое проявление в армянском народном эпосе "Давид Сасунский". В эпоху Возрождения с позиций С выступали видные ученые, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В эпоху Просвещения одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внесший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., вставшими на позиции атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18-19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи С ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. С пронизано все творчество А. Н. Радищева; с позиций С выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы С в странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и официальной религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене "Союз монистов", который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи С

  В современном буржуазном обществе многие деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко не принимают ее догматику и обряды, но обычно не отвергают религию полностью как мировоззрение. С позиции С и рационализма выступает часть прогрессивной и антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистических стран, объединенная в специальные общества и ассоциации, которые ведут просветительную деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Национальные общества свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, ФРГ, Швеции и некоторых других стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (основан в Брюсселе в 1880). Кроме того, существует также Международный гуманистический и этический союз, насчитывающий в своем составе 20 национальных обществ свободомыслящих в Западной Европе и США (основан в 1952 в Амстердаме).

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-138; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959; Коган Ю. Я., Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII в., М., 1962; История и теория атеизма, М., 1962; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Гольдберг Н. М., С и атеизм в США (XVIII-XIX вв.), М. - Л., 1965.

  Б. С Раббот.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 17:10:27