Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Свободный стих

Свободный стих (далее С) верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С, отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во с книттельферсом (народным четырехударным стихом) и нем. гекзаметром в и т. д. С чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи.

  Термин "верлибр" введен французским писателем Г. Каном в 1884; но становление С наблюдается со 2-й половины 18 в.: И. В. Гете, И. К. Ф. Гельдерлин, Г. Гейне в У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С Гейне "Северное море") и др. Распространение С начинается с 70-х гг. 19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар, Ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные С создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии С становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы.

  Лит.: Жовтис А. Л., О критериях типологической характеристики свободного стиха. (Обзор проблемы), "Вопросы языкознания", 1970, №2; Мамонов А. И., С в японской поэзии, М., 1971; Баевский В. С., О природе русского свободного стиха, в его кн.: Стих русской советской поэзии, Смоленск, 1972; От чего не свободен свободный стих?, "Вопросы литературы", 1972, №2; Hrushovski В., On free rhythmus in modern poetry, в кн.: Style in language, . . — L., 1960; Czerny Ł., Le vers libre francais et son art structural, в сборнике: Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961.

  В. С. Баевский, В. А. Сапогов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 17:42:23