|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Свобода воли | Свобода воли (далее С) философская категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточенные споры, ведущиеся вокруг С со времен Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от ее решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной "конечной причине" действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, что противоречит потребности научного объяснения.
В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании С выявились главным образом две философские позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и индетерминизм, отвергающий причинную зависимость воли. Сообразно факторам (физическим, психическим и др.), признаваемым причиной волевых актов, среди философских детерминистических концепций принято различать механический детерминизм (Б. Спиноза, Т. Гоббс) и менее строгий, детерминизм психический, или психологический (Т. Липпс). Примером наиболее последовательного индетерминизма могут служить учения И. Фихте и М. Ф. Мен де Бирана.
Однако в истории философии более распространены смешанные, эклектические доктрины С, сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм И. Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает С Но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он несвободен в своем выборе, а воля его причинно обусловлена. Следы подобной непоследовательности носит и концепция Ф. Шеллинга: с одной стороны, он определяет свободу как внутреннюю необходимость, с другой стороны — признает самополагающий характер первоначального акта выбора. Г. Гегель, провозглашая С, по существу наделяет ею не человека, а "мировой дух", воплощающий "чистое" понятие С
В буржуазной философии конца 19—20 вв. среди тенденций в истолковании С преобладает волюнтаристский и персоналистический индетерминизм, а также распространена позитивистская установка обходить эту проблему. У А. Бергсона, например, обе эти тенденции переплетаются. Отстаивая С, он ссылается на органическую цельность душевных состояний, не поддающихся разложению на отдельные элементы и, согласно Бергсону, причинно не обусловленных. В. Виндельбанд рассматривает волевые акты в одних случаях как причинно обусловленные, в других — как свободные. Проблема С стоит в центре внимания атеистического экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), который усматривает в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу С к своеволию.
В теистических религиозных учениях проблема С ставится в плане самоопределения человека по отношению к богу, причем само понятие С, без которого невозможна религиозная этика, сталкивается с понятием "благодати" и непреложного божественного предопределения. Попытки разрешить возникающие здесь противоречия порождали различные, часто противоположные течения религиозной философии (например, томизм и молинизм в католицизме, кальвинизм и арминианство (см. Арминиане и гомаристы.) в протестантизме). Крайние религиозно-детерминистские варианты учений о предопределении, ставящие человеческую личность в абсолютную зависимость от сверхъестественной силы, божественной воли, составляют совместно с натуралистическим детерминизмом и с языческой верой в судьбу основной набор концепций фатализма.
В марксистской философии основой для оценки проблемы С является диалектика свободы и необходимости. См. Свобода.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Спиноза Б., Избр. произв., т. 1, М., 1957; Кант И., Соч., т. 4, М., 1965; Гегель Г., Соч., т. 7, М. — Л., 1934; Шопенгауэр А., О свободе воли, Полн. собр. соч., т. 4. М., 1910; Виндельбанд В., Прелюдии, философские статьи и речи, пер. с нем., СПБ, 1904; Гутберлет К., С и ее противники, пер. с нем., М., 1906; Соловьев В. С., Соб. соч., т. 10, СПБ, 1914; Лосский Н. О., С, Париж, (1927); Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974; Wenzl A., Philosophie der Freiheit, Bd 1—2, Münch., 1947—49; Ricoeur ., Le volontaire et l"involontaire, ., 1949 (Philosophie de la volonte, t. 1); Spakovsky A, von, Freedom, determinism, indeterminism, The Hague, 1963.
Р. А. Гальцева.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 19:44:07
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|