|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Светофор дорожный | Светофор дорожный (далее С) (от свет и греч. phorós - несущий), средство световой сигнализации, служащее для регулирования дорожного движения и движения подвижного состава на дорогах.
Прототип С - устройство семафорного типа, было установлено в Лондоне в 1868. Первые электрические С с ручным управлением появились в начале 20 в. в США (Кливленд, Нью-Йорк, Чикаго), имели зеленый и красный сигналы. Первый трехцветный С был установлен в Нью-Йорке в 1918, в Москве - в 1930. Применение С на дорогах относится к началу 20 в.
Для регулирования дорожного движения используют трехцветные С с единым для всех стран расположением сигналов (сверху вниз) - красный, желтый, зеленый - в соответствии с международной "Конвенцией о дорожных знаках и сигналах" (1968). С устанавливают (подвешивают) на перекрестках улиц, автомобильных магистралей, пешеходных переходах и т. п. Такие С оборудуют также дополнительными секциями с сигналами в виде зеленой стрелки или устанавливают самостоятельные С для регулирования движения на перекрестке по определенным направлениям; применяются двухцветные пешеходные С с красным и зеленым сигналами. На сложных перекрестках для регулирования движения трамваев устанавливаются специальные С - электрическое табло с четырьмя сигналами, которые иногда используют и для регулирования движения автобусов или троллейбусов.
Большинство С (1974) управляется с помощью автоматов (контроллеров) (впервые появились в начале 20-х гг. 20 в. в США). В системах управления дорожным движением применяют также счетно-решающие устройства и ЭВМ.
С для разрешения, запрещения движения подвижного состава и снижения его скорости устанавливают (подвешивают) на ж.-д. перегонах и станциях. Для обеспечения ведения поезда при плохой видимости и при высоких скоростях в кабине локомотива устанавливается локомотивный С, показания которого автоматически повторяют показания стационарных (путевых) С, находящихся на станциях и перегонах (см. Локомотивная сигнализация). В С применяют зеленый, желтый, красный, синий, лунно-белый сигнальные цвета. С обычно ограждает один участок пути дороги, оборудованный автоматической или полуавтоматической блокировкой (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика). Для увеличения объема информации на дорогах СССР используют сочетание нескольких огней, а также применяют два режима горения - непрерывный и мигающий.
В С обычно имеется головка со щитком и козырьком и оптическая система. Наиболее часто устанавливают линзовые С с самостоятельной оптической системой для каждого сигнального показания. Прожекторные С имеют для каждого из трех сигнальных показаний общую оптическую систему с поворотными светофильтрами.
Лит.: Правила дорожного движения, М., 1972; Руководство по регулированию дорожного движения в городах, М., 1974; Инструкция по сигнализации на дорогах СССР, М., 1974; Правила технической эксплуатации дорог, М., 1975.
М. Б. Афанасьев, И. Е. Дмитренко.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 23:13:25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|