| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Автомобильный двигатель |  | Автомобильный двигатель.  (далее А)Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутреннего сгорания и паровые) и электрические двигатели. Подавляющее большинство Автомобильный двигатель являются поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ПДВС). По рабочему процессу автомобильные ПДВС делятся на четырех- и двухтактные, а по способу воспламенения горючего - на двигатели с искровым воспламенением (называемые также карбюраторными или бензиновыми) и с самовоспламенением в воздухе высокой температуры, сжимаемом в цилиндрах двигателя (дизели). В цилиндры карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина и воздуха, приготовляемая в карбюраторе. Существуют также ПДВС, которые не имеют карбюратора и снабжены устройством для непосредственного впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр двигателя. По характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных. У дизелей топливо с воздухом смешивается внутри цилиндров, в которые дизельное топливо впрыскивается в распыленном виде через форсунки насосом высокого давления. Автомобильный двигатель различаются по числу и расположению цилиндров (рядные, -образные и др.), расположению клапанов (верхнее и нижнее), рабочему объему (литражу) цилиндров, типу охлаждения (жидкостное и воздушное), по назначению и т. п. Для современных легковых, а также малых и средних грузовых автомобилей применяются преимущественно четырехтактные верхнеклапанные карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением. Дизели, работающие на более дешевом, чем бензин, топливе и превосходящие карбюраторные двигатели по топливной экономичности и долговечности (но уступающие им по простоте конструкции и первоначальной стоимости, литровой мощности, пусковым качествам, бездымности работы), используются преимущественно для тяжелых грузовых автомобилей и многоместных автобусов. Однако по таким важным параметрам, как удельная масса (кг/квт или кг/л. с.), компактность, бесшумность, современные быстроходные дизели вплотную приблизились к карбюраторным двигателям. В связи с этим благодаря повышению литровой мощности, дизели в последнем десятилетии стали применяться также на легких грузовых автомобилях и даже на легковых автомобилях. 
 Современные четырехтактные ПДВС (рис. 1, 2) состоят из блока цилиндров, выполняемого обычно вместе с картером, головки цилиндров, поршней с уплотнителями и маслосбрасывающими кольцами, шатунов, коленчатого вала, маховика, распределительного (кулачкового) вала, впускных и выпускных клапанов с пружинами, деталей привода клапанов (коромысла, толкатели), передачи, связывающей коленчатый вал с распределительным валом, запальных свечей или топливных форсунок и др. Они оборудуются радиатором и вентилятором системы охлаждения, насосами для принудительной циркуляции смазочного масла и охлаждающей жидкости и для подачи топлива из бака, а также топливными, масляными и воздушными фильтрами, пусковым стартером, трубопроводами для воздуха, газа, топлива, масла и охлаждающей жидкости, автоматами, управляющими частотой вращения коленчатого вала и температурой охлаждающей жидкости и горючей смеси.
 
 Мощность современных (1968) карбюраторных ПДВС легковых автомобилей 15-310 квт (20-425 л. с.), рабочий объем цилиндров от 0,35 до 7,6 л, степень сжатия 7-11, максимальная частота вращения коленчатого вала 4000-6000 об/мин, литровая мощность 22-50 квт/л (30-70 л. с./л), удельная масса 1,1-4 кг/квт (0,8-3 кг/л. с.) и минимальный удельный расход топлива до 270 г/(квт·ч) (200 г./(л. с.·ч)), срок службы до первого капитального ремонта соответствует пробегу автомобиля в 75-150 тыс. км и более; у ПДВС спортивных и гоночных автомобилей частота вращения коленчатого вала достигает 10000-12000 об/мин, литровая мощность иногда превышает 150 квт/л (200 л. с./л), у карбюраторных ПДВС, применяемых для грузовых автомобилей, мощность не превышает 220 квт (300 л.с.), рабочий объем цилиндров составляет 1,5-9,5 л, степень сжатия 6,5-8,5, максимальная частота вращения коленчатого вала 2500-4000 об/мин. Дизельные ПДВС имеют мощность 30-620 квт (40-850 л. с.), рабочий объем цилиндров 1,5- 40 л, степень сжатия 15-24, максимальную частоту вращения коленчатого вала 2000-5000 об/мин, литровую мощность 11-23 квт/л (15-35 л.с./л), удельную массу 3,4-6,8 кг/квт (2,5-5 кг/л.с.), минимальный удельный расход топлива 205-210 г/(квт·ч) (150-155 г/ (л. с.·ч)), срок службы до первого капитального ремонта соответствует пробегу автомобиля в 150-300 тыс. км.
 
 Дальнейшее развитие Автомобильный двигатель предусматривает рост мощности, долговечности, уменьшение габаритов и сокращение содержания вредных компонентов в составе отработавших газов. Увеличение мощности в основном достигается повышением частоты вращения коленчатого вала у карбюраторных двигателей и применением наддува у дизелей. Кроме того, у бензиновых двигателей увеличивается степень сжатия и частично возможна замена карбюратора системой принудительного впрыскивания топлива. Перспективна замена обычных ПДВС на некоторых легковых автомобилях и легких грузовых автомобилях более легкими и компактными роторно-поршневыми двигателями (см. Роторный двигатель). В случае решения проблемы топливной экономичности газотурбинных двигателей без существенного усложнения их конструкции они могут получить широкое распространение при мощностях 750 квт (1000 л. с.) и более. Создание легких и компактных аккумуляторов позволит заменить ПДВС на автомобилях, работающих в городах, электродвигателями (см. также Двигатель внутреннего сгорания и Автомобиль).
 
 Основные показатели современных отечественных автомобильных ПДВС приведены в таблице.
 
 Основные показатели современных отечественных автомобильных двигателей<
 
  
   | Показатели
 
 | Карбюраторные двигатели
 
 | Дизели
 
 |   | 
 
 | МеМЗ
 
 968
 
 | ВАЗ
 
 2101
 
 | МЗМА
 
 408
 
 | МЗМА
 
 412
 
 | ЗМЗ
 
 21А
 
 | ЗМЗ
 
 24
 
 | ЗМЗ
 
 13
 
 | ЗМЗ
 
 53А
 
 | ЗИЛ
 
 114
 
 | ЗИЛ
 
 130
 
 | ЗИЛ
 
 375
 
 | ЯМЗ
 
 236
 
 | ЯМЗ
 
 238
 
 | ЯМЗ
 
 240
 
 |   | Число цилиндров
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 4
 
 | 8
 
 | 8
 
 | 8
 
 | 8
 
 | 8
 
 | 6
 
 | 8
 
 | 12
 
 |   | Рабочий объем цилиндра, л
 
 | 
 1,2
 
 | 
 1,2
 
 | 
 1,36
 
 | 
 1,5
 
 | 
 2,45
 
 | 
 2,45
 
 | 
 5,53
 
 | 
 4,25
 
 | 
 7
 
 | 
 6
 
 | 
 7
 
 | 
 11,15
 
 | 
 14,86
 
 | 
 22,3
 
 |   | Диаметр цилиндра,    мм
 
 | 
 76
 
 | 
 76
 
 | 
 76
 
 | 
 82
 
 | 
 92
 
 | 
 92
 
 | 
 100
 
 | 
 92
 
 | 
 108
 
 | 
 100
 
 | 
 108
 
 | 
 130
 
 | 
 130
 
 | 
 130
 
 |   | Ход поршня, мм
 
 | 66
 
 | 66
 
 | 75
 
 | 70
 
 | 92
 
 | 92
 
 | 88
 
 | 80
 
 | 95
 
 | 95
 
 | 95
 
 | 140
 
 | 140
 
 | 140
 
 |   | Степень сжатия
 
 | 7
 
 | 8,8
 
 | 7
 
 | 9
 
 | 6,7
 
 | 8,8
 
 | 8,5
 
 | 6,7
 
 | 9
 
 | 6,5
 
 | 6,5
 
 | 16,5
 
 | 16,5
 
 | 16,5
 
 |   | Макс. мощность, квт
 
 | 32
 
 | 44
 
 | 37
 
 | 55
 
 | 53
 
 | 72
 
 | 143
 
 | 85
 
 | 220
 
 | 110
 
 | 132
 
 | 132
 
 | 177/235*
 
 | 265/385*
 
 |   | л. с.
 
 | 43
 
 | 60
 
 | 50
 
 | 75
 
 | 72
 
 | 98
 
 | 195
 
 | 115
 
 | 300
 
 | 150
 
 | 180
 
 | 180
 
 | 240/320*
 
 | 360/520*
 
 |   | Макс. частота вращения коленчатого вала, об/мин
 
 | 
 4200
 
 | 
 5600
 
 | 
 4750
 
 | 
 5800
 
 | 
 4000
 
 | 
 4500
 
 | 
 4400
 
 | 
 3200
 
 | 
 4300
 
 | 
 3100
 
 | 
 3200
 
 | 
 2100
 
 | 
 2100
 
 | 
 2100
 
 |   | Миним. удельный расход топлива,
 
 г/(квт.·ч.)
 
 | 
 333
 
 | 
 286
 
 | 
 313
 
 | 
 286
 
 | 
 313
 
 | 
 306
 
 | 
 306
 
 | 
 324
 
 | 
 286
 
 | 
 320
 
 | 
 320
 
 | 
 238
 
 | 
 238
 
 | 
 238
 
 |   | г/(л .с.·ч)
 
 | 245
 
 | 210
 
 | 230
 
 | 210
 
 | 230
 
 | 225
 
 | 225
 
 | 238
 
 | 210
 
 | 235
 
 | 235
 
 | 175
 
 | 175
 
 | 175
 
 |  * В знаменателе мощность при наддуве.
 
 Лит.: Автомобильные бензиновые -образные двигатели, М., 1958; Справочник инженера автомобильной промышленности, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 2 изд., М., 1964; Конструкция и расчет автотракторных двигателей, 2 изд., М., 1964; Ханин Н. С., Чистозвонов С. Б., Автомобильные роторнопоршневые двигатели, М., 1964.
 
 С. Б. Чистозвонов.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:04:14 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |