|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Автомобильные монополии | Автомобильные монополии (далее А)капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей приходилось на долю 3 американских и 7 западноевропейских автомобильных монополий, в том числе около 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих Автомобильные монополии выдвинулись также компании Японии.
В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю "большой тройки" ("Дженерал моторс" (General Motors), "Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)) приходилось свыше 90% всего производства автомобилей; 4 фирмы в ФРГ ("Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), "А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)), 5 компаний в Англии ("Бритиш мотор холдингс" (British Motor Holdings), "Форд мотор", "Воксхолл моторс" (Vauxhall Motors), "Рутс моторс" (Rootes Motors) и "Лейленд мотор" (Leyland Motor)), 4 фирмы во ("Рено" (Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Ситроен" (Citroen) и "СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)) практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии "ФИАТ" ("Фабрика итальяна аутомобили Торино" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% производства автомобилей. В Японии свыше 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: "Тоета мотор" (Toyota Motor), "Ниссан мотор" (Nissan Motor), "Toe коге" (Toyo Kogyo) и "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)
Табл. 1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966
| Тыс. шт. | % | США, всего | 10371 | 100,0 | "Дженерал моторс" | 5179 | 49,9 | "Форд мотор" | 2952 | 28,5 | "Крайслер" | 1599 | 15,4 | "Американ моторс" | 279 | 2,7 | ФРГ, всего | 3051 | 100,0 | "Фольксвагенверк" | 1652 | 54,0 | "А. Опель" | 685 | 22,4 | "Форд-верке" | 449 | 14,7 | "Даймлер-Бенц" | 249 | 8,1 | Япония, всего | 2286 | 100,0 | "Тоета мотор" | 587 | 25,7 | "Ниссан мотор" | 517 | 22,6 | "Тое коге" | 299 | 13,1 | "Мицубиси хэви индастрис" | 258 | 11,3 | "Дайхацу коге" | 174 | 7,6 | Англия, всего | 2043 | 100,0 | "Бритиш мотор холдингс" | 739 | 36,2 | "Форд мотор" | 580 | 28,4 | "Воксхолл моторс" | 275 | 13,4 | "Рутс моторс" | 213 | 10,4 | "Лейленд мотор" | 147 | 7,2 | всего | 2025 | 100,0 | "Рено" | 763 | 37,7 | "Ситроен" | 535 | 26,4 | "Пежо отомобиль" | 374 | 18,4 | "СИМКА отомобиль" | 327 | 16,1 | Италия, всего | 1366 | 100,0 | "ФИАТ" | 1229 | 90,0 | Канада, всего | 894 | 100,0 | "Дженерал моторс" | 356 | 40,0 | "Форд" | 260 | 29,1 | "Крайслер" | 190 | 21,2 | Швеция, всего | 196 | 100,0 | "Вольво" | 152 | 77,3 |
Автомобильные монополии относятся к промышленным гигантам капиталистического мира. 7 Автомобильные монополии входят в число крупнейших капиталистических монополий, обороты по продаже которых превышают 1,5 млрд. долларов. "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по объему продаж занимают 1-е и 2-е места среди промышленных компаний капиталистического мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефтяному тресту "Стандард ойл К° (Нью-Джерси)" (Standard Oil (New Jersey)). "Фольксвагенверк" занимает по объему продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. "ФИАТ" - самая крупная монополия Италии.
Автомобильные монополии США значительно превосходят западноевропейские и японские компании. В 1966 число занятых на предприятиях "большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших Автомобильные монополии Западной Европы и Японии. В 1966 "Дженерал моторс" выпустила в 3,3 раза больше автомобилей, чем крупнейшая Автомобильные монополии Западной Европы "Фольксвагенверк". Иностранные филиалы американских монополий входят в число ведущих автомобильных компаний других стран. В Канаде на долю трех филиалов "большой тройки" США приходится 90% производства автомобилей. В Англии свыше 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов "большой тройки" США: "Воксхолл моторс" - филиал "Дженерал моторс", "Форд мотор" - филиал американской монополии "Форд мотор", "Рутс моторс" контролируется "Крайслером". Свыше 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами "Дженерал моторс" ("А. Опель") и "Форд мотор" ("Форд-верке"). Активность американских монополий в Западной Европе особенно возросла в связи с образованием экономических группировок - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем американских монополий, в производстве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.
Под влиянием конкуренции американских Автомобильные монополии, а также в связи с образованием экономических группировок в автомобильной промышленности стран Западной Европы и Японии усилился процесс концентрации производства, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 "Бритиш мотор" поглотила независимую фирму "Джегуар карс" (Jaguar Cars), образовав "Бритиш моторс холдинг", которая в начале 1968 объединилась с "Лейленд мотор" в "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен". Французская компания "Рено" в 1966 заключила соглашение с фирмой "Пежо отомобиль" о координации исследовательских работ, внешнеэкономической политики и т. д. Аналогичные соглашения (1964 и 1966) связывают в ФРГ "Фольксвагенверк" и "Даймлер-Бенц", в Японии "Тоета моторс" с "Дайхацу коге" и "Хино моторс" (1966 и 1957) и т. д. Имеются соглашения о специализации и кооперировании между "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен" (Англия) и "Инноченти" (Innocenti, Италия), "Рено" ( и "Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерманская фирма "НСУ моторенверке" и французская "Ситроен" в 1965 договорились о совместном производстве автомобилей, для которых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Укрепляя свои позиции на национальных рынках, Автомобильные монополии Западной Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.
Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации производства способствуют усилению господства в автомобильной промышленности мощных монополий за счет поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66 в странах Западной Европы свыше 10 компаний прекратили свое существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамериканских промышленных монополий насчитывалось 6 автомобильных компаний против двух в 1956. За это десятилетие "Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших неамериканских компаний с 25-го на 4-е место, японская "Ниссан мотор" только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.
Автомобильные монополии США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долларов) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долларов) и (1063 млн. долларов) промышленности. У "Форд мотор" и "Крайслер" соответственно 1/3 и 1/4 производственных мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. "Дженерал моторс" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.
Основным средством внешнеэкономической экспансии Автомобильные монополии западноевропейских стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортер автомобилей в мире "Фольксвагенверк" вывозит свыше 60% производимых им автомашин, итальянская Автомобильные монополии "ФИАТ" - почти 30%. Японские фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого уровня в 1957 до 18% в 1965. "Тоета мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте производства в 2 раза.
Ведущие Автомобильные монополии представляют собой мощные машиностроительные концерны, в производственной программе которых видное место занимает также продукция других отраслей машиностроения. Автомобильные монополии играют важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, энергосилового и авиационного оборудования, военной и ракетно-космической техники.
В годы 2-й мировой войны "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по сумме правительственных военных заказов (13,8 млрд. долларов и 5,3 млрд. долларов) занимали 1-е и 3-е места, доля военной продукции в их производстве составляла почти 90% . Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль Автомобильные монополии в производстве военной техники снизилась, стоимость военной продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как "Дженерал моторс" и "Форд мотор", в середине 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долларов. Западногерманские Автомобильные монополии производят более 50 типов военных машин, а также выступают основными поставщиками танков для бундесвера. Автомобильные монополии являются ведущими экспортерами продукции военного назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США "Крайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных военных заказов (1966 - 154,2 млн. долларов). Американские Автомобильные монополии осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в американском экспорте автомобилей достигала 10%. Автомобильные монополии выступают генеральными подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области производства ракетно-космической техники и космических исследований.
В автомобильной промышленности сильны государственно-монополистические тенденции. За счет государственных средств финансируются научно-исследовательские работы Автомобильные монополии в области военной и ракетно-космической техники. В ряде стран государство непосредственно участвует в автомобильной промышленности, являясь собственником или крупнейшим акционером автомобильных компаний ("Рено" во "Альфа Ромео" в Италии, "Фольксвагенверк" в ФРГ). В западноевропейских странах государство активно способствует реорганизации национальных компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны Автомобильные монополии США и Англии существенно увеличили свои производственные мощности за счет государственного строительства (например, "Крайслер" - почти в 4 раза).
Крупнейшие Автомобильные монополии (см. табл. 2).
Табл. 2.-Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661
| Год
основания | Число занятых (тыс. чел.) | Активы
(млн. долл.) | Собств. капитал (млн. долл.) | Оборот по продаже (млн долл.) | Валовая прибыль (млн. долл.) | Отношение валовой прибыли в % | Чистая прибыль (млн. долл.) |
|
|
|
|
|
|
| к обороту | к собственному
капиталу |
| США |
|
|
|
|
|
|
|
|
| "Дженерал моторс" | 1916 | 745 | 12916 | 8726 | 20209 | 3424 | 16,9 | 39,2 | 1793 | "Форд мотор" | 1902 | 388 | 8090 | 4782 | 12240 | 1188 | 9,7 | 24,8 | 621 | "Крайслер" | 1925 | 183 | 3149 | 1701 | 5650 | 377 | 6,7 | 22,2 | 189 | Страны Зап. Европы и Япония |
|
|
|
|
|
|
|
|
| "Фольксвагенверк" (ФРГ) | 1930 | 125 | 1434 | 661 | 2500 | 1862 | 7,4 | 28,2 | 125 | "ФИАТ" (Италия) | 1899 | 135 | 1401 | 495 | 1679 | 772 | 4,6, | 15,5, | 40 | "Даймлер-Бенц" (ФРГ) | 1926 | 102 | 599 | 249 | 1475 | ... | 3,04 | 17,74 | 44 | "Бритиш мотор" (Англия)3 | 1952 | 120 | 818 | 404 | 1473 | 572 | 3,9 | 14,1 | 42 | "Рено" ( | 1895 | 95 | 590 | 214 | 1428 | 162 | 1,1 | 7,5 | 6 | "Пежо отомобиль" ( | 1896 | 54 | 538 | 302 | 935 | ... | 2,24 | 7,04 | 21 | "Тоета мотор" (Япония) | 1937 | 34 | 896 | 288 | 930 | ... | 5,14 | 16,54 | 48 | "Ниссан мотор" (Япония) | 1933 | 55 | 1295 | 307 | 921 | ... | 4,94 | 14,64 | 45 | "Ситроен" ( | 1924 | 61 | 406 | 142 | 887 | ... | 0,44 | 2,84 | 4 | "Лейленд мотор" (Англия) | 1919 | 56 | 549 | 264 | 616 | ... | 3,54 | 10,24 | 27 | "Вольво" (Швеция) | 1926 | 24 | 379 | 108 | 589 | 50 | 8,5 | 46,3 | 13 | 1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.
2 Прибыль до вычета подоходного налога и се отношение к обороту и собственному капиталу.
3 На 31 июля 1966.
4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.
Продажи самой крупной Автомобильные монополии "Дженерал моторс", контролируемой Дюпонами, составили в 1966 свыше 6,7 млн. автомобилей, из которых 1,5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США около 130 заводов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долларов; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиационных двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъемно-транспортного оборудования для системы оружия "Минитмен". Общий объем продаж в 20 млрд. долларов, чистая прибыль в 1,8 млрд. долларов и число занятых 750 тыс. человек делают "Дженерал моторс" крупнейшей промышленной монополией капиталистического мира. Вторая в мире Автомобильные монополии "Форд мотор" продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены ее заграничными заводами. На ее долю приходится также 15% американского производства тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счетно-решающих устройств военного назначения и т. д.
Находящаяся в сфере влияния Морганов Автомобильные монополии "Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Западной Европе, скупая ведущие европейские автомобильные компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во французской автомобильной компании "СИМКА" до 77% акционерного капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит Автомобильные монополии "ФИАТ"). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей. "Крайслер" играет важную роль в производстве танков и управляемых снарядов, являлся генеральным подрядчиком по строительству первой ступени ракеты-носителя "Сатурн 1 Б".
На долю "Фольксвагенверк", 40% акционерного капитала которой принадлежит федеральному правительству и правительству земли Нижняя Саксония, приходится свыше 50% выпуска и свыше 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностранных поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".
Английская Автомобильные монополии "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в начале 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди национальных английских автомобильных компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистическом мире. По объему выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Ее предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итальянской Автомобильные монополии "ФИАТ", которая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финансовой олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолеты, подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.
Соглашение 1966 о сотрудничестве между французской государственной компанией "Рено" и частной фирмой "Пежо" положило начало созданию во мощного автомобильного объединения, под контролем которого будет находиться свыше 60% производства и 65% экспорта автомобилей На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль М. Берлье" (Automobiles М. Berliet) приходится половина французского производства грузовых автомобилей грузоподъемностью более 6 т. "Ситроен" занимает 2-е место во также по производству легковых автомобилей (после "Рено").
Самая крупная Автомобильные монополии Японии "Тоета мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.
И. М. Резникова. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 17:16:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|