| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Автомобильные монополии |  | Автомобильные монополии  (далее А)капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ,  Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей приходилось на долю 3 американских и 7 западноевропейских автомобильных монополий, в том числе около 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих Автомобильные монополии выдвинулись также компании Японии. 
 В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю "большой тройки" ("Дженерал моторс" (General Motors), "Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)) приходилось свыше 90% всего производства автомобилей; 4 фирмы в ФРГ ("Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), "А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)), 5 компаний в Англии ("Бритиш мотор холдингс" (British Motor Holdings), "Форд мотор", "Воксхолл моторс" (Vauxhall Motors), "Рутс моторс" (Rootes Motors) и "Лейленд мотор" (Leyland Motor)), 4 фирмы во  ("Рено" (Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Ситроен" (Citroen) и "СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)) практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии "ФИАТ" ("Фабрика итальяна аутомобили Торино" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% производства автомобилей. В Японии свыше 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: "Тоета мотор" (Toyota Motor), "Ниссан мотор" (Nissan Motor), "Toe коге" (Toyo Kogyo) и "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)
 
 Табл. 1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966
 
 
  
    | 
 
 | Тыс. шт.
 
 | %
 
 |   | США, всего
 
 | 10371
 
 | 100,0
 
 |   | "Дженерал моторс"
 
 | 5179
 
 | 49,9
 
 |   | "Форд мотор"
 
 | 2952
 
 | 28,5
 
 |   | "Крайслер"
 
 | 1599
 
 | 15,4
 
 |   | "Американ моторс"
 
 | 279
 
 | 2,7
 
 |   | ФРГ, всего
 
 | 3051
 
 | 100,0
 
 |   | "Фольксвагенверк"
 
 | 1652
 
 | 54,0
 
 |   | "А. Опель"
 
 | 685
 
 | 22,4
 
 |   | "Форд-верке"
 
 | 449
 
 | 14,7
 
 |   | "Даймлер-Бенц"
 
 | 249
 
 | 8,1
 
 |   | Япония, всего
 
 | 2286
 
 | 100,0
 
 |   | "Тоета мотор"
 
 | 587
 
 | 25,7
 
 |   | "Ниссан мотор"
 
 | 517
 
 | 22,6
 
 |   | "Тое коге"
 
 | 299
 
 | 13,1
 
 |   | "Мицубиси хэви индастрис"
 
 | 258
 
 | 11,3
 
 |   | "Дайхацу коге"
 
 | 174
 
 | 7,6
 
 |   | Англия, всего
 
 | 2043
 
 | 100,0
 
 |   | "Бритиш мотор холдингс"
 
 | 739
 
 | 36,2
 
 |   | "Форд мотор"
 
 | 580
 
 | 28,4
 
 |   | "Воксхолл моторс"
 
 | 275
 
 | 13,4
 
 |   | "Рутс моторс"
 
 | 213
 
 | 10,4
 
 |   | "Лейленд мотор"
 
 | 147
 
 | 7,2
 
 |   | всего
 
 | 2025
 
 | 100,0
 
 |   | "Рено"
 
 | 763
 
 | 37,7
 
 |   | "Ситроен"
 
 | 535
 
 | 26,4
 
 |   | "Пежо отомобиль"
 
 | 374
 
 | 18,4
 
 |   | "СИМКА отомобиль"
 
 | 327
 
 | 16,1
 
 |   | Италия, всего
 
 | 1366
 
 | 100,0
 
 |   | "ФИАТ"
 
 | 1229
 
 | 90,0
 
 |   | Канада, всего
 
 | 894
 
 | 100,0
 
 |   | "Дженерал моторс"
 
 | 356
 
 | 40,0
 
 |   | "Форд"
 
 | 260
 
 | 29,1
 
 |   | "Крайслер"
 
 | 190
 
 | 21,2
 
 |   | Швеция, всего
 
 | 196
 
 | 100,0
 
 |   | "Вольво"
 
 | 152
 
 | 77,3
 
 |  
 Автомобильные монополии относятся к промышленным гигантам капиталистического мира. 7 Автомобильные монополии входят в число крупнейших капиталистических монополий, обороты по продаже которых превышают 1,5 млрд. долларов. "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по объему продаж занимают 1-е и 2-е места среди промышленных компаний капиталистического мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефтяному тресту "Стандард ойл К° (Нью-Джерси)" (Standard Oil (New Jersey)). "Фольксвагенверк" занимает по объему продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. "ФИАТ" - самая крупная монополия Италии.
 
 Автомобильные монополии США значительно превосходят западноевропейские и японские компании. В 1966 число занятых на предприятиях "большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших Автомобильные монополии Западной Европы и Японии. В 1966 "Дженерал моторс" выпустила в 3,3 раза больше автомобилей, чем крупнейшая Автомобильные монополии Западной Европы "Фольксвагенверк". Иностранные филиалы американских монополий входят в число ведущих автомобильных компаний других стран. В Канаде на долю трех филиалов "большой тройки" США приходится 90% производства автомобилей. В Англии свыше 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов "большой тройки" США: "Воксхолл моторс" - филиал "Дженерал моторс", "Форд мотор" - филиал американской монополии "Форд мотор", "Рутс моторс" контролируется "Крайслером". Свыше 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами "Дженерал моторс" ("А. Опель") и "Форд мотор" ("Форд-верке"). Активность американских монополий в Западной Европе особенно возросла в связи с образованием экономических группировок - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем американских монополий, в производстве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.
 
 Под влиянием конкуренции американских Автомобильные монополии, а также в связи с образованием экономических группировок в автомобильной промышленности стран Западной Европы и Японии усилился процесс концентрации производства, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 "Бритиш мотор" поглотила независимую фирму "Джегуар карс" (Jaguar Cars), образовав "Бритиш моторс холдинг", которая в начале 1968 объединилась с "Лейленд мотор" в "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен". Французская компания "Рено" в 1966 заключила соглашение с фирмой "Пежо отомобиль" о координации исследовательских работ, внешнеэкономической политики и т. д. Аналогичные соглашения (1964 и 1966) связывают в ФРГ "Фольксвагенверк" и "Даймлер-Бенц", в Японии "Тоета моторс" с "Дайхацу коге" и "Хино моторс" (1966 и 1957) и т. д. Имеются соглашения о специализации и кооперировании между "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен" (Англия) и "Инноченти" (Innocenti, Италия), "Рено" ( и "Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерманская фирма "НСУ моторенверке" и французская "Ситроен" в 1965 договорились о совместном производстве автомобилей, для которых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во  Укрепляя свои позиции на национальных рынках, Автомобильные монополии Западной Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.
 
 Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации производства способствуют усилению господства в автомобильной промышленности мощных монополий за счет поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66 в странах Западной Европы свыше 10 компаний прекратили свое существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамериканских промышленных монополий насчитывалось 6 автомобильных компаний против двух в 1956. За это десятилетие "Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших неамериканских компаний с 25-го на 4-е место, японская "Ниссан мотор" только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.
 
 Автомобильные монополии США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долларов) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долларов) и  (1063 млн. долларов) промышленности. У "Форд мотор" и "Крайслер" соответственно 1/3 и 1/4 производственных мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. "Дженерал моторс" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.
 
 Основным средством внешнеэкономической экспансии Автомобильные монополии западноевропейских стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортер автомобилей в мире "Фольксвагенверк" вывозит свыше 60% производимых им автомашин, итальянская Автомобильные монополии "ФИАТ" - почти 30%. Японские фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого уровня в 1957 до 18% в 1965. "Тоета мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте производства в 2 раза.
 
 Ведущие Автомобильные монополии представляют собой мощные машиностроительные концерны, в производственной программе которых видное место занимает также продукция других отраслей машиностроения. Автомобильные монополии играют важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, энергосилового и авиационного оборудования, военной и ракетно-космической техники.
 
 В годы 2-й мировой войны "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по сумме правительственных военных заказов (13,8 млрд. долларов и 5,3 млрд. долларов) занимали 1-е и 3-е места, доля военной продукции в их производстве составляла почти 90% . Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль Автомобильные монополии в производстве военной техники снизилась, стоимость военной продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как "Дженерал моторс" и "Форд мотор", в середине 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долларов. Западногерманские Автомобильные монополии производят более 50 типов военных машин, а также выступают основными поставщиками танков для бундесвера. Автомобильные монополии являются ведущими экспортерами продукции военного назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США "Крайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных военных заказов (1966 - 154,2 млн. долларов). Американские Автомобильные монополии осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в американском экспорте автомобилей достигала 10%. Автомобильные монополии выступают генеральными подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области производства ракетно-космической техники и космических исследований.
 
 В автомобильной промышленности сильны государственно-монополистические тенденции. За счет государственных средств финансируются научно-исследовательские работы Автомобильные монополии в области военной и ракетно-космической техники. В ряде стран государство непосредственно участвует в автомобильной промышленности, являясь собственником или крупнейшим акционером автомобильных компаний ("Рено" во  "Альфа Ромео" в Италии, "Фольксвагенверк" в ФРГ). В западноевропейских странах государство активно способствует реорганизации национальных компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны Автомобильные монополии США и Англии существенно увеличили свои производственные мощности за счет государственного строительства (например, "Крайслер" - почти в 4 раза).
 
 Крупнейшие Автомобильные монополии (см. табл. 2).
 
 Табл. 2.-Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661
 
 
  
   | 
 
 | Год
 
 основания
 
 | Число занятых (тыс. чел.)
 
 | Активы
 
 (млн. долл.)
 
 | Собств. капитал (млн. долл.)
 
 | Оборот по продаже (млн долл.)
 
 | Валовая прибыль (млн. долл.)
 
 | Отношение валовой прибыли в %
 
 | Чистая прибыль (млн. долл.)
 
 |   | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | к обороту
 
 | к собственному
 
 капиталу
 
 | 
 
 |   | США
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | "Дженерал моторс"
 
 | 1916
 
 | 745
 
 | 12916
 
 | 8726
 
 | 20209
 
 | 3424
 
 | 16,9
 
 | 39,2
 
 | 1793
 
 |   | "Форд мотор"
 
 | 1902
 
 | 388
 
 | 8090
 
 | 4782
 
 | 12240
 
 | 1188
 
 | 9,7
 
 | 24,8
 
 | 621
 
 |   | "Крайслер"
 
 | 1925
 
 | 183
 
 | 3149
 
 | 1701
 
 | 5650
 
 | 377
 
 | 6,7
 
 | 22,2
 
 | 189
 
 |   | Страны Зап. Европы и Япония
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | "Фольксвагенверк" (ФРГ)
 
 | 1930
 
 | 125
 
 | 1434
 
 | 661
 
 | 2500
 
 | 1862
 
 | 7,4
 
 | 28,2
 
 | 125
 
 |   | "ФИАТ" (Италия)
 
 | 1899
 
 | 135
 
 | 1401
 
 | 495
 
 | 1679
 
 | 772
 
 | 4,6,
 
 | 15,5,
 
 | 40
 
 |   | "Даймлер-Бенц" (ФРГ)
 
 | 1926
 
 | 102
 
 | 599
 
 | 249
 
 | 1475
 
 | ...
 
 | 3,04
 
 | 17,74
 
 | 44
 
 |   | "Бритиш мотор" (Англия)3
 
 | 1952
 
 | 120
 
 | 818
 
 | 404
 
 | 1473
 
 | 572
 
 | 3,9
 
 | 14,1
 
 | 42
 
 |   | "Рено" (
 | 1895
 
 | 95
 
 | 590
 
 | 214
 
 | 1428
 
 | 162
 
 | 1,1
 
 | 7,5
 
 | 6
 
 |   | "Пежо отомобиль" (
 | 1896
 
 | 54
 
 | 538
 
 | 302
 
 | 935
 
 | ...
 
 | 2,24
 
 | 7,04
 
 | 21
 
 |   | "Тоета мотор" (Япония)
 
 | 1937
 
 | 34
 
 | 896
 
 | 288
 
 | 930
 
 | ...
 
 | 5,14
 
 | 16,54
 
 | 48
 
 |   | "Ниссан мотор" (Япония)
 
 | 1933
 
 | 55
 
 | 1295
 
 | 307
 
 | 921
 
 | ...
 
 | 4,94
 
 | 14,64
 
 | 45
 
 |   | "Ситроен" (
 | 1924
 
 | 61
 
 | 406
 
 | 142
 
 | 887
 
 | ...
 
 | 0,44
 
 | 2,84
 
 | 4
 
 |   | "Лейленд мотор" (Англия)
 
 | 1919
 
 | 56
 
 | 549
 
 | 264
 
 | 616
 
 | ...
 
 | 3,54
 
 | 10,24
 
 | 27
 
 |   | "Вольво" (Швеция)
 
 | 1926
 
 | 24
 
 | 379
 
 | 108
 
 | 589
 
 | 50
 
 | 8,5
 
 | 46,3
 
 | 13
 
 |  1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.
 
 2 Прибыль до вычета подоходного налога и се отношение к обороту и собственному капиталу.
 
 3 На 31 июля 1966.
 
 4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.
 
 Продажи самой крупной Автомобильные монополии "Дженерал моторс", контролируемой Дюпонами, составили в 1966 свыше 6,7 млн. автомобилей, из которых 1,5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США около 130 заводов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долларов; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиационных двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъемно-транспортного оборудования для системы оружия "Минитмен". Общий объем продаж в 20 млрд. долларов, чистая прибыль в 1,8 млрд. долларов и число занятых 750 тыс. человек делают "Дженерал моторс" крупнейшей промышленной монополией капиталистического мира. Вторая в мире Автомобильные монополии "Форд мотор" продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены ее заграничными заводами. На ее долю приходится также 15% американского производства тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счетно-решающих устройств военного назначения и т. д.
 
 Находящаяся в сфере влияния Морганов Автомобильные монополии "Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Западной Европе, скупая ведущие европейские автомобильные компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во французской автомобильной компании "СИМКА" до 77% акционерного капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит Автомобильные монополии "ФИАТ"). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей. "Крайслер" играет важную роль в производстве танков и управляемых снарядов, являлся генеральным подрядчиком по строительству первой ступени ракеты-носителя "Сатурн 1 Б".
 
 На долю "Фольксвагенверк", 40% акционерного капитала которой принадлежит федеральному правительству и правительству земли Нижняя Саксония, приходится свыше 50% выпуска и свыше 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностранных поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".
 
 Английская Автомобильные монополии "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в начале 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди национальных английских автомобильных компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистическом мире. По объему выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Ее предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итальянской Автомобильные монополии "ФИАТ", которая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финансовой олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолеты,  подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.
 
 Соглашение 1966 о сотрудничестве между французской государственной компанией "Рено" и частной фирмой "Пежо" положило начало созданию во  мощного автомобильного объединения, под контролем которого будет находиться свыше 60% производства и 65% экспорта автомобилей  На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль М. Берлье" (Automobiles М. Berliet) приходится половина французского производства грузовых автомобилей грузоподъемностью более 6 т. "Ситроен" занимает 2-е место во  также по производству легковых автомобилей (после "Рено").
 
 Самая крупная Автомобильные монополии Японии "Тоета мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.
 
 И. М. Резникова.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 10:56:46 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |